Проповедь на Мф. 2:13-23 (Бегство в Египет)

Доменико Фетти, "Бегство в Египет" (1621-23 гг.)
Доменико Фетти, "Бегство в Египет" (1621-23 гг.)

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. В сегодняшнем евангельском чтении апостол и евангелист Матфей сообщает нам о том, как сразу же после Рождения Богомладенца Христа и поклонения Ему восточных волхвов святое семейство было вынуждено скрываться от обезумевшего от страха за свою власть Ирода, жестокость которого поистине не знала никаких границ.

Многие люди, которые читают о массовом убийстве Вифлеемских младенцев по приказу Ирода, не могут поверить в то, что это произошло на самом деле.

Многие абсолютно искренне считают, что весь этот рассказ - это не более чем благочестивая легенда, вымысел первых христиан, история, созданная для того, чтобы максимально очернить Ирода. Но важно то, что информация о жестокости Ирода, приведённая в Евангелии от Матфея, вполне вероятна с чисто исторической точки зрения, а безумие этого человека подтверждается и нехристианскими источниками.

Иудейский историк Иосиф Флавий, которого трудно заподозрить в симпатиях по отношению к христианству, в своём историческом произведении «Иудейские древности» пишет о том, что Ирод был настолько жесток, что приказал убить трёх своих сыновей – Александра, Аристовула и Антипатра, т. к. он боялся, что его родные сыновья лишат его власти и могущества. Также он без колебаний лишил жизни 17-летнего брата своей жены Мариамны, а потом и саму жену из-за подозрений в её неверности. Он действительно сделал это, ибо боялся, что кто-то из родственников займёт его трон. И в свете всей этой абсолютно надёжной исторической информации, избиение Вифлеемских младенцев по приказу Ирода представляется вполне закономерной и достоверной историей.

В нашем сознании ребёнок – это пример кротости, простоты, незлобия, искренности и открытости ко всем и вся. И подобное восприятие детей вполне оправдано. Дети действительно являются эталоном нравственной чистоты. И Сам Господь Иисус Христос именно это имел ввиду, когда говорил Своим ученикам: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). И основной парадокс сегодняшнего евангельского чтения заключается в том, что Рождённый Богомладенец, это маленькое беззлобное Дитя, с первых часов Своей земной жизни уже вызывает опасения и страх у могущественнейшего человека – у самого царя Ирода, который услышал, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. А если где-то родился подлинный Царь, то из этого автоматически следует, что Ирод – самозванец. Именно поэтому он отдаёт ужасающий указ, от которого буквально стынет кровь в жилах, – убить всех младенцев в этом городе, возраст которых от 2-х лет и младше.

Слава Богу, что Ангел Господень, как сказано в Евангелии, явился Иосифу и предупредил его о нависшей над Богомладенцем смертельной угрозе. Именно с помощью быстрого бегства всего святого семейства в Египет удалось предотвратить непоправимую трагедию, и именно благодаря этому сверхъестественному Божьему вмешательству Богомладенец Христос, несмотря ни на что, избежал той ужасной участи, которая настигла огромное количество ни в чём неповинных Вифлеемских младенцев, павших жертвами патологического страха царя Ирода за свою власть, за свой социальный статус и за своё политическое влияние.

Мы привыкли к красивым глянцевым рождественским картинкам, к умилительным рождественским вертепам, и это действительно прекрасная, красивая традиция. Однако мы должны помнить, что главной темой сегодняшнего евангельского чтения является мысль о том, что Христос родился в то время, когда в душах многих людей господствовали страх и жестокость. Мы никогда не должны забывать, что история пришествия в мир Воплощённого Бога была далеко не столь безоблачной, безобидной и радостной. Это звучит ужасно, но это правда: прежде чем Царь мира научился ходить и разговаривать, он уже стал бездомным изгнанником, преследуемым властью.

И этот неприятный эпизод, связанный с изгнанием святого семейства из Вифлеема должен иметь для нас отрезвляющий эффект и призван акцентировать наше внимание на том, что рядом с величайшей радостью, которую принесло в мир рождение Иисуса Христа, с первых дней Его земной жизни тень предстоящих страданий ложиться на эту Богочеловеческую Личность и становится очевидной для того, кто внимательно читает Евангелие. С первых Его дней мы видим, что в Его жизни будет иметь место не только поклонение от пастухов и волхвов, но также гонения и преследования, что впоследствии Его будут окружать не только толпы учеников и последователей, а и тех, кто будет оскорблять Его, называя бесноватым (см. Ин. 8:48), кто будет пытаться столкнуть Его со скалы (см. Лк. 4:30) и даже побить камнями (см. Ин. 8:59), что в конце Его земной жизни, на Тайной Вечере, будут присутствовать не только те ученики, которые будут внимать каждому слову своего Божественного Учителя, а и тот, в чье сердце уже вошёл сатана (см. Лк. 22:3).

Поэтому мы всегда должны помнить, что в жизни Иисуса Христа было место и ликованию, и скорби, и моментам необычайного духовного вдохновения, и моментам, когда Христос молился до кровавого пота (см. Лк. 22:44), и реально ощущаемому Божьему присутствию, когда слава Божья видимым образом окутывала Спасителя (см. Мф. 17:1-2), и моменту, когда Он вынужден был воскликнуть: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34). И только помня обо всём этом, мы сможем сохранить в своём сознании не выдуманный и романтизированный, не выхолощенный и идеализированный, а реальный образ этой уникальной исторической Личности – Иисуса из Назарета, пришествие в мир Которого мы вспоминаем в эти святые дни. Аминь.

 

8 января 2015 г.,

Собор Пресвятой Богородицы,

прот. Андрей Шиманович


Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.