Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сёстры, как все вы прекрасно знаете, Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, посвящённый одному из важнейших событий, произошедших на рубеже Ветхого и Нового Заветов. По церковному Преданию трехлётняя Дева Мария, впоследствии ставшая Матерью Воплощённого Бога, была приведена своими родителями Иоакимом и Анной в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

И сегодняшний великий праздник заставляет нас задуматься о некоторых аспектах и Священной Истории, и нашей с вами современной церковной жизни. И на некоторые из этих аспектов мне хотелось бы сегодня обратить ваше внимание.

Во-первых, следует отметить, что любой религиозный праздник – это не просто воспоминание о каком-то далёком событии из прошлого. Праздник, как писал о. Александр Шмеман, это прорыв в нашу серую и обыденную будничную жизнь чего-то высокого и светлого, чего-то такого, о чем тоскует и к чему стремиться душа каждого верующего человека. И поэтому даже если человек уже много лет живёт активной церковной жизнью, всё-таки никогда не нужно забывать о том, что любой церковный праздник это не просто очередной этап годичного календарного цикла, повторяющегося из года в год, а это есть уникальная возможность переосмыслить и вновь пережить в своей душе события, изменившие ход человеческой истории; это есть возможность прикоснуться к невидимому, но вполне реальному миру духовной красоты и света.

Сегодняшний праздник раскрывает нам исключительность, избранность и благодатность этого выдающегося ребёнка, маленькой трёхлетней девочки Марии, через Которую впоследствии Сам Бог пришёл в этот мир, к людям, для того, чтобы разделить их жизнь и чтобы раскрыть её вечное Божественное содержание и непреходящий смысл.

Когда вы входите в любой православный храм и обращаете свой взор в сторону алтаря, на иконостас, то по обе стороны Царских врат вы обязательно увидите две иконы – образ Спасителя и образ Его Пречистой Матери. Причём обе иконы находятся как бы на равном уровне, имеют равный статус и степень значимости. И это неспроста. Этот факт говорит нам о том, что роль Девы Марии в истории нашего спасения действительно велика и отнюдь не преувеличена, как думают представители некоторых иных христианских конфессий. Без Её смиренного и послушного согласия в момент явления архангела Гавриила, когда Она сказала ему: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), без Её вот этого добровольного соизволения на принятие в Свою пречистую утробу Самого Бога, было бы невозможно ни пришествие в этот мир нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, ни все дальнейшие события Священной Истории Нового Завета.

Кроме всего прочего, в этот праздничный день важно отметить, что сам праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы напоминает нам о роли храма в нашей духовной жизни. И сегодня очень важно сделать на этом особый акцент, поскольку в наше время многие наши современники воспринимают храм и храмовое богослужение как нечто якобы совершенно необязательное для своей духовной жизни. Однако такое мнение – не более чем досадное заблуждение. Тот, кто не прилепился сердцем к храмовому богослужению и к молитве, совершаемой всей местной общиной, тот духовно обкрадывает сам себя. Т. к. именно в храме и более нигде каждый из нас может получить чувство того, что он является не просто отдельно взятой верующей в Бога личностью, а частью христианской общины, частью народа Божьего. А это чувство общности и взаимной поддержки является чрезвычайно важным, особенно в наше нелёгкое время.

Если Церковь как община верующих во Христа людей – это Тело Христово, как пишет апостол Павел (см. Кол. 1:24), то храм Божий – это сердце этого Тела, это главный центр, вокруг которого мы созидаем нашу церковную жизнь, и главное средоточие Божьей благодати. Мало что так ненавидит дьявол, как он ненавидит храмы Божьи. Вспомните с какой поистине дьявольской ненавистью всего лишь каких-то несколько десятилетий назад безбожная советская власть взрывала храмы Божии, превращала их в клубы, кинотеатры, а то и того хуже – в зернохранилища или конюшни.

В одном из своих посланий апостол Павел так и пишет, что когда придёт антихрист вся его ненависть и агрессия будет направлена именно на храм Божий: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2:3–4). Отметим для себя, что вся иррациональная дьявольская ненависть этого «человека греха», этого «сына погибели» будет обращена не на стадионы, не на Дворцы спорта или Дома офицеров, где собираются многие современные протестантские общины, а на храмы Божьи, ибо именно под их сводами веками возносились молитвы христиан к своему Творцу, и именно эти места особого Божьего присутствия как ничто иное страшны для врага нашего спасения.

Пренебрежительное отношение к Божьему храму чревато великими бедствиями, как для отдельного человека, так и для целого народа. Об этом недвусмысленно сказано в самом Священном Писании. Сам Господь устами ветхозаветного пророка Аггея говорит: «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг. 1:5-10). Т. е. мы видим, что невнимание к храму как к дому Божьему может быть невидимой духовной причиной разного рода скорбей и лишений, которые обрушиваются на человека.

Храм – это место, которое особенно выделено из нашей обыденной и суетной жизни. Человек нецерковный может воспринимать храм как выдающееся произведение архитектуры или памятку культуры, как место, где сконцентрированы выдающиеся росписи или ещё каким-то образом. Но для верующего храм – это нечто большее, это место обретения душевного умиротворения и покоя, место, за порогом которого мы оставляем все наши суетные житейские попечения, место, где мы реально, собственным опытом переживаем общение с Богом. И этот опыт богообщения нельзя ни с чем сравнить, этот опыт с огромным трудом можно описать человеческим языком, и уж совершенно точно, что его нельзя ничем заменить.

И именно обо всех этих важных вещах напоминает нам сегодняшний великий праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. И дай Бог, чтобы никакая повседневная житейская суета, никакие мелочные интересы, заботы, увлечения никогда не затмевали в нашем сознании понимание того, что же для нас как для верующих людей имеет первостепенную значимость, и что должно быть в центре нашей духовной жизни. Аминь.

4 декабря 2014 г.,

Введение во храм Пресвятой Богородицы,

прот. Андрей Шиманович

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.