Проповедь в преддверии Нового года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. В эти дни мы находимся в преддверии Нового года. Этот праздник, безусловно, является одним из наиболее любимых в нашем народе, но отношение к нему в церковной среде никогда не было однозначным и часто вызывало дискуссии.

И до сих пор многие верующие воцерковлённые люди имеют зачастую диаметрально противоположные мнения по поводу того, как именно христианин должен относится ко всеобщему шумному празднованию Нового года. И сегодня мы с вами побеседуем о том, может ли верующий человек сам принимать участие в праздновании этого события, и если это в принципе возможно, то как именно это празднование должно происходить, а также о том, как можно осмыслить праздник Нового года в свете христианской веры.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то приветствие, которое мы очень часто слышим в новогоднюю ночь: «С Новым годом! С новым счастьем!». Верующие люди в ходе своей церковной жизни не очень часто встречаются со словом «счастье». Им хорошо знакомы такие религиозные понятия как «спасение», «освящение», «приобщение к благодати» и т. д. Но само слово «счастье» для верующих людей зачастую кажется совершенного светским и нецерковным. И совершенно напрасно, и я объясню почему.

В 5-й главе Евангелия от Матфея мы встречаем всем вам известные Заповеди блаженств, которые поются за каждой Божественной литургией. И очень интересный момент заключается в следующем: в древнегреческом языке (на котором изначально был написан Новый завет) то слово (μακαριοι), которое в XIX в. было переведено как «блаженные», на современный русский язык переводится как «счастливые». Т. е. в начале Своей знаменитой Нагорной проповеди Христос раскрывает нам способ и условия, при которых мы можем достичь подлинного счастья. Это может звучать несколько непривычно для слуха, но заповеди блаженств – это, по сути, заповеди счастья. Бог, как любящий Отец, хочет, чтобы мы были поистине счастливы. В 10-й главе Евангелия от Иоанна Христос говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). И поэтому во взаимном пожелании верующими людьми друг другу счастья – в день Нового года, или в любой другой день года – нет ничего плохого.

Далее следует сказать несколько слов о том, каким же должно быть отношение верующего человека к празднику Нового года. Всем очевидно, что это событие всегда, каждый год припадает на время Рождественского поста. Поэтому сдержанность, умеренность, рассудительность и трезвомыслие во всём, свойственные любому постному периоду, ни в коем случае не должны быть попраны в праздник Нового года, и ни в коем случае не должны быть принесены в жертву тем социальным стереотипам, которые заставляют многих наших соотечественников буквально терять человеческий облик в эти предрождественские дни. Для верующего человека это неприемлемо, и это очевидно каждому.

Но противоречит ли сама суть праздника Нового года христианской вере? Не должен ли православный человек попросту абсолютно игнорировать Новый год как светское нецерковное явление, как думают некоторые? Ни в коей мере. В подтверждение этой мысли следует привести тот факт, что очень многие выдающиеся святые отцы христианской Церкви не игнорировали и не обходили своим вниманием наступление Нового года. Действительно, за две тысячи лет существования Церкви в разные эпохи Новый год встречался в разное время. Но, тем не менее, само событие всегда находилось в фокусе внимания выдающихся христианских мыслителей, которые посвящали встрече Нового года замечательные слова и великолепные проповеди.

Так 1 января 387 г. величайший отец Церкви и непревзойдённый проповедник всех времён свт. Иоанн Златоуст произнёс своё знаменитое «Слово на Новый год», в котором обличил тогда уже существовавший обычай встречать Новый год неумеренными увеселениями: «На самом рассвете и женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великою неумеренностью. …Счастлив для тебя будет год во всём не тогда, когда ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу».

Кроме того, в сокровищницу православного Предания Церкви прочно вошли слова на Новый год таких выдающихся людей как свт. Филарет (Дроздов), свт. Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский. В ХХ в. христианским осмыслением праздника Нового года занимались такие во всех отношениях выдающиеся церковные деятели как митр. Антоний Сурожский и о. Александр Шмеман.

Никто из вышеперечисленных мною людей не видел ничего страшного в том, чтобы христианин с сердечной молитвой поблагодарил Бога за прошедший год и испросил Божьего благословения на год предстоящий. Но, справедливости ради, нужно отметить, что все названные мной столпы Церкви в один голос утверждали, что встреча Нового года ни в коем случае не должна переходить рамки христианских морально-этических норм, что христианину категорически недопустимо наравне со всеми остальными людьми участвовать в безудержных увеселениях, танцах, и в результате встречать Новый год в пьяном угаре. И с этим, конечно же, сложно не согласиться.

Мы должны помнить, что христианин с помощью молитвы может наполнить любой праздник христианским смыслом. Если это, например, День Независимости, то наряду с законными патриотическими чувствами, которые переживают граждане нашей страны в этот день, христианину можно было бы с молитвой поразмышлять о том, как Христос дал нам духовную независимость от греха, от проклятия и от порабощения дьяволу. Если это День Конституции, то христианин в этот день мог бы вдумчиво поразмышлять не только о законе человеческом, но и о законе Божьем, о том, насколько воля Божья, изложенная в Писании, является основой его жизни, и в чём, возможно, ему необходимо поработать над собой.

И, соответственно, если это Новый год, то и этот праздник христианин может и должен наполнить высшим христианским смыслом. Это прекрасный повод задуматься о том, стали ли мы духовно богаче за прошедший год или же этот год, не дай Бог, был шагом назад в нашей духовной жизни. Новый год – это прекрасный повод сделать небольшую паузу в хаосе нашей современной жизни и подумать о той грядущей реальности, когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6) и когда «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:28). И кроме всего этого, Новый год – это событие, которое обязательно должно напомнить нам, что когда бы Господь нас не призвал к Себе – через 30 лет или, может быть, завтра – за этот год мы стали на один год ближе к вечности и к тому моменту, когда каждый из нас даст отчёт о том, как он распорядился величайшим из всех возможных даров Божьих – своей земной жизнью. И понимание вот этого важнейшего факта обязательно придаст празднику Нового года необычайную серьёзность, глубочайший смысл, наполнит его высшей идеей и поможет нам встретить этот праздник в рамках христианского благочестия и во спасение наших бессмертных душ.

И дай Бог, чтобы наступающий новый год для каждого из нас стал поистине новым не во временном смысле, а в качественном. Чтобы мы решительно и без каких-либо сожалений и сомнений оставили в прошедшем году всё то греховное, что омрачало нашу жизнь, отягощало нашу совесть и лишало нас душевного мира и покоя. Чтобы мы прислушались к совету апостола Павла, который писал: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). И чтобы в новом году мы с ещё большим усердием и ревностью приближались к тому высокому идеалу, который раз и навсегда был начертан на страницах вечного Евангелия. Аминь.

28 декабря 2014 г.,

прот. Андрей Шиманович

 

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.