Неделя 20-я по Пятидесятнице. Проповедь на Ин. 17:6.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня мы с вами обратим внимание на отрывок из евангельского чтения, а именно, на слова Спасителя из 17-й главы Евангелия от Иоанна, где Христос в Своей молитве к Богу-Отцу говорит следующее: «Я открыл имя Твоё людям, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё» (Ин. 17:6).

Особое внимание мы сегодня обратим на слова Христа «Я открыл имя Твоё людям». Почему это так важно? Дело в том, что одна из чрезвычайно активно действующих и наиболее опасных тоталитарных сект под названием «Свидетели Иеговы» содержит в своём учении очень важный, характерный именно для них пункт. Согласно этому пункту их учения, для спасения человека, якобы очень важно не просто обращаться к Богу в молитвах, но обращаться только с призыванием имени Бога – «Иегова». Для них это действительно очень важно, т. к. множество брошюрок, которые они распространяют, посвящены именно этой теме. И в доказательство этой своей концепции они ссылаются на многие места Священного Писания, и в том числе на тот евангельский отрывок, который сегодня читается во всех православных храмах. Именно поэтому мы сегодня попытаемся разобраться в том, что же следует понимать под вышеприведёнными словами Христа, и так ли это действительно важно, чтобы имя «Иегова» постоянно звучало из наших уст.

Для начала обратимся к толкованиям отцов Церкви на Священное Писание. Свт. Кирилл Александрийский (+444) в своём классическом толковании на Евангелие от Иоанна так объясняет это место: «Он говорит к Своему Отцу: «Явил Я Твое имя людям», вместо славы ставя «имя», как это обычно употребляется и в нашей речи. Так, премудрейший Соломон написал: «Лучше имя хорошее, чем богатство многое» (Притч. 22:1), то есть доброе мнение и слава лучше знатности и блеска, доставляемых богатством. …Спаситель ясно утверждает, что Он «явил имя» Бога и Отца, то есть по всей вселенной соделал явною славу Его. Как или каким образом? Себя, очевидно, в Своих превышающих слово подвигах, представив в доказательство».

Т. е. по мнению великого святителя на самом деле речь здесь идёт не столько об имени Божьем в прямом смысле этого слова, сколько о тех качествах Бога-Отца, которые Христос показал и явил Своим ученикам и последователям. И это объяснение знаменитого отца Церкви находится в полном соответствии с 1-й главой того же Евангелия от Иоанна где сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Это значит, что Воплотившийся Бог, Господь Иисус Христос, Своей жизнью и Своим служением явил, т. е. показал людям, какими качествами обладает их Небесный Отец, для того чтобы они любили Его преданнее, и поклонялись Ему ревностнее.

В знаменитой и весьма авторитетной Толковой Библии А. П. Лопухина это место Евангелия от Иоанна объясняется так: «Христос указывает на то, что Он открыл этим людям имя Отца, т. е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти». Опять же мы видим, что речь идёт о том, что Христос продемонстрировал Своим современникам подлинные свойства Бога-Отца, а не втайне сообщил им Его имя, которое они должны были обязательно повторять впоследствии в своих молитвах буквально как какой-то пароль, как это делают сегодня «свидетели Иеговы».

Итак, представители вышеупомянутой организации часто утверждают, что якобы очень важно для духовной жизни человека обращаться к Богу, призывая Его имя («Иегова»). Но давайте задумаемся и зададим сами себе вопрос: если Христос является для нас примером во всём, то для нас должно быть очень важно, каким же образом Он обращался к Богу в молитвах? Хоть раз за время Своего земного служения Господь обратился в Своих молитвах к Богу-Отцу, используя имя «Иегова»? Нет, ни разу. Но Спаситель многократно обращался к Богу, используя титул «Отец». И то же самое Он заповедал делать и нам: «Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя…» (Лк. 11:2).

Может быть, апостолы имели обыкновение обращаться к Богу, называя Его «Иегова»? Ничего подобного мы ни разу не встречаем ни в одной книге Нового Завета. Наоборот, при внимательном чтении мы увидим, что апостолы молились, призывая имя Иисуса Христа. Когда побивали камнями первомученика архидьякона Стефана, кому он молился? Иегове? Нет. Смотрим: «Побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59).

Спросите у «свидетелей Иеговы», чьим именем мы спасаемся? Они конечно ответят: «Важнее имени Иеговы в деле спасения ничего не может быть!». Но если мы заглянем в 4-ю главу Книги Деяний, то мы там увидим рассказ о том, как апостолы Пётр и Иоанн исцелили немощного человека, после чего апостол Пётр сказал следующие слова: «Да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. …Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:10,12). Итак, мы спасаемся именем Иисуса Христа, Которого Бог воскресил из мёртвых, а не именем Иеговы.

Спросите у «свидетелей Иеговы», чьим именем изгоняются бесы? Они буду уверены, что имя Иеговы сильнее всего в данном вопросе. Но если мы верим Христу и Его словам, то в последней, 16-й главе Евангелия от Марка мы находим следующие слова Спасителя, обращённые к Его ученикам: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17). Итак, страшнее имени Иисуса для бесов нет ничего.

Чьё имя призывали на своих собраниях первые христианские общины? Имя Иеговы? Апостол Павел приветствует христиан г. Коринфа в своём первом письме к ним следующими словами: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1:2–3).

Во имя кого мы совершаем все наши дела, несём наши подвиги поста и молитвы, и с чьим именем должны быть связаны все наши действия как христиан? 3-я глава Послания к Колоссянам даёт однозначный ответ на этот вопрос: «Все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17).

И последнее. Спросите у представителей этой всем известной религиозной организации, перед чьим именем должны покланяться и ангелы, и люди, и видимый и невидимый миры? Послание апостола Павла к Филиппийцам раз и навсегда исчерпывающим образом проясняет этот вопрос: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9–10).

Поэтому, дорогие друзья, мы с вами разобрались, что слова Спасителя «Я открыл имя Твоё людям» означают не что иное, как то, что Господь Своей проповедью, Своей жизнью, Своим примером отношения к людям исправил ошибочное представление о Боге как о бесконечно далёком и безразличном Существе, и наглядно продемонстрировал подлинные качества Творца вселенной, о которых, увы, уже давно успели забыть Его современники: милосердие, сострадание, безграничное долготерпение и неиссякаемую, всеобъемлющую отеческую любовь Бога ко всему Своему творению. Как пишет один современный комментатор Евангелия от Иоанна, «когда Иисус говорит: «Я открыл людям имя Твое», Он имеет в виду: «Я сделал людей способными видеть, какова природа Бога на самом деле». Высочайшее значение Иисуса в том, что в Нем люди видят разум, характер и сердце Бога».

И кроме того, всем нам очень важно понять, что только лишь постоянное, тщательное, методичное изучение Священного Писания может сегодня помочь нам, современным православным христианам, аргументировано и убедительно отсеять те плевелы современных лжеучений, которые множатся сегодня, как грибы после дождя, и суметь отстоять истинное учение Церкви Христовой по многим насущным вопросам.

26 октября 2014 г.,

Неделя 20-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.