Проповедь на Крещение Господне

"Крещение Господне", Хуан Фернандес де Наваррете
"Крещение Господне", Хуан Фернандес де Наваррете

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня мы вспоминаем Крещение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы мысленно возвращаемся в тот день, когда Христос преклонил Свою голову и принял водное Крещение от руки Иоанна Крестителя, и тем самым вышел на Своё служение, на проповедь Благой вести о примирении Бога с людьми и о Царстве Божьем.

Вот как рассказывает об этом событии Евангелие от Марка: Мк. 1:9–11.

Из этого описания мы видим, что в момент Крещения Господня отверзлись небеса и Дух Божий в виде голубя сошёл на принимавшего омовение Иисуса из Назарета. В то же время, это сверхъестественное событие сопровождалось гласом Божьим, который как бы признавал Божественные полномочия Спасителя и тем самым подтверждал, что Иисус из Назарета есть подлинный Сын Божий в уникальном смысле, и что Он – подлинный Царь в Царстве Божьем.

Это удивительное событие ещё с древних времён считалось уникальным в том смысле, что именно в этот момент явили себя все три Лица Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Именно поэтому праздник Крещения имеет второе название – Богоявление. Древний учитель Церкви и один из наиболее выдающихся и оригинальных христианских мыслителей всех времён Ориген (+254) в одном из своих толкований на книги Священного Писания задаёт следующий риторический вопрос: «В реке Иордане Троица явилась человечеству. Если Отец был единственным, кто нёс свидетельство; если Сын был предметом свидетельства; если Святой Дух был тем, кто указывал на это событие, то как можно говорить, что Божество не есть Троица?».

Таким образом эти одни из первых строк Евангелия от Марка с удивительной простотой и ясностью указывают на Божественное достоинство Иисуса Христа, на Его Божественную власть и на беспрецедентные полномочия, которых до Него не имел никто из живших на земле людей, и из тех, кто претендовал на то, что он провозглашал волю Бога.

Но несмотря на то, что здесь мы видим указание на Богочеловеческую природу Спасителя, сразу же мы сталкиваемся и с информацией о Его смирении и самоуничижении. Он, Воплощённый Бог, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), подходит к Иоанну Крестителю не с пышностью и высокомерием, не с гордостной самоуверенностью, не с убеждённостью в Своей исключительности и уникальности, а абсолютно точно так же, как это делали остальные многочисленные представители израильского народа. Свт. Иоанн Златоуст пишет по этому поводу следующие слова: «С рабами Господь, с виновными Судья идёт креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришёл к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест и претерпеть всё, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; всё же прочее было уже следствием этого».

Крещение Спасителя стало для Него днём принятия решения. Через этот внешний акт Господь обрёл дерзновение и уверенность в том, что Его час настал. Это событие стало отправной точкой для реализации того великого Божьего замысла, который Творец постепенно реализовывал через Своего Единородного Сына. Однако та уверенность, которую обрёл в момент Крещения Спаситель, была двоякой. Господь прекрасно осознавал, что Он – особый Избранник Божий, но Он также абсолютно отдавал Себе отчёт в том, что лежавший перед Ним путь – это крестный путь. Иисус знал в этот момент, что избран стать Царём, но Он также понимал, что престолом Ему будет Крест; Он осознавал, что Ему надлежит быть Победителем, но что для этой победы у Него есть лишь одно оружие – сострадающая любовь.

И сегодня, в этот праздничный день, я молюсь о том, чтобы каждый из нас вышел из этого храма, осознав подлинное духовное величие этого святого дня и того события, воспоминанию которого сегодняшний день посвящён. Пусть для каждого из нас он не станет днём, предназначенным только лишь для монотонного исполнения одних и тех же привычных действий. Каждый из нас сегодня наберёт себе домой святой воды, которую мы будем употреблять по мере надобности, и которая будет храниться длительное время. Но почему бы нам сегодня, кроме всех этих внешних атрибутов праздника, не наполнить этот день вдумчивым чтением Священного Писания, повествующего о выходе Спасителя на проповедь, и молитвенным размышлением над земной жизнью Христа? Почему бы нам сегодня не подумать о том, насколько удалось нам сохранить тот дар, тот залог благодати Божьей, который каждый из нас получил в Таинстве Крещения? Почему бы нам сегодня, перед судом собственной совести, не дать себе честного ответа на вопрос о том, прославляем ли мы Бога, считая себя верующими и называя себя Его детьми, или же из-за нас и нашего поведения, как писал апостол Павел, «имя Божье хулится у язычников» (Рим. 2:24)?

И только при подобном вдумчивом отношении каждого из нас ко всем религиозным праздникам, мы сможем преодолеть соблазн обрядоверия, которое во все времена отравляло церковную жизнь, и только при таком глубоком личном религиозном переживании каждого события Священной Истории мы сможем оправдаться перед Богом на Страшном Суде и сказать Ему, что наша духовная жизнь не превратилась в какую-то пустую и экзальтированную псевдорелигиозную болтовню, и что наша вера в Бога не сводилась к механическому повторению каких-то привычных действий и обрядов. При таком глубоком отношении к религиозным праздникам мы сможем уверенно сказать нашему Творцу, что жизнь и служение Господа Иисуса Христа действительно имели для нас немалое значение, что Его ощутимое присутствие действительно наполняло нашу жизнь смыслом, и что Его великое учение, навсегда запечатлённое на страницах вечного Евангелия, действительно вдохновляло и воодушевляло нас на следование по Его стопам и на активное созидание своего спасения в вечности.

19 января 2015 г.,

Крещение Господне,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.