Проповедь в Неделю по Рождестве (святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня)

Святой праведный Иаков, брат Господень по плоти
Святой праведный Иаков, брат Господень по плоти

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня Церковь совершает память трёх праведников Божьих: св. прав. Иосифа Обручника, св. царя Давида, и св. ап. Иакова. И воспоминание этих выдающихся исторических личностей в этот день обусловлено тем простым фактом, что каждый из этих святых имеет самое непосредственное отношение к Воплощению нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Святой праведный Иосиф, которому обручили Деву Марию и поручили хранить Её девство, был свидетелем великих неизреченных Божьих деяний, связанных с пришествием в мир Христа-Спасителя.

Иосиф, согласно родословной Иисуса Христа, которую мы находим в 1-й главе Евангелия от Матфея, происходил из рода святого царя и пророка Давида, который по этой причине является вторым из находящихся в сегодняшних святцах праведников.

И третьим, из тех, кого в этот день вспоминает Церковь, является апостол Иаков. По учению Церкви этот человек был сыном Иосифа Обручника от первого брака, и именно в этом смысле в христианской традиции он называется братом Господним.

О каждом из этих выдающихся Божьих людей можно говорить очень долго. И сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на творческое наследие лишь одного из этих трёх людей – святого апостола Иакова.

Для первохристианской общины, т. е. для Церкви І в., апостол Иаков был непререкаемым авторитетом первой величины и, как пишет о нём апостол Павел, «столпом Церкви» (Гал. 2:9). В доказательство этой мысли можно привести тот очевидный факт, что именно его слово стало решающим на апостольском соборе в Иерусалиме в сер. I в.

Кроме того, замечательное по своей форме и глубочайшее по своему содержанию Послание апостола Иакова вошло в состав Нового Завета, и сегодня является одной из наиболее понятных для простого читателя книг Библии. И сегодня мы вкратце остановимся на основных темах Послания апостола Иакова, и поговорим о том влиянии, которое имела эта книга на все поколения христиан.

Послание апостола Иакова, как никакое иное апостольское послание, заостряет внимание читателя не столько на высокой догматике, сколько на морально-этической стороне христианского учения. Говоря иными словами, для Иакова гораздо более важным является не столько то, во что нужно верить, сколько то, как нужно жить.

Например, во 2-й главе своего послания апостол заостряет внимание читателя на том, что пастыри Церкви должны одинаково относится ко всем своим пасомым чадам,  и ни в коем случае не впадать в грех человекоугодия: «Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями. …Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2:2-4).

В третьей главе апостол Иаков пишет о грехах, связанных с языком (многословие, пустословие, осуждение, обсуждение и т. д.): «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. …Язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. …Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:2, 6, 8-12).

Далее в своём послании апостол Иаков пишет прекрасные слова о том, как можно отличить подлинную мудрость, являющуюся даром Божьим, от её бесовской подмены: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. … Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:13-15, 17).

Удивительным также является то, насколько Послание Иакова близко по своим идеям Нагорной проповеди Иисуса Христа, этой квинтессенции морально-этического учения Спасителя, которую мы находим в 5-7 главах Евангелия от Матфея. Никакое другое апостольское послание не является столь близким по духу к учению Христа, как Послание Иакова. Вот как описывают это сходство некоторые исследователи Послания Иакова: «Сходство с учением Иисуса поразительно» (Johnsson), «Послание Иакова – это отражение учения Иисуса» (Elwell-Yarbrought), «Нет другой книги Нового Завета, за исключением Евангелий, которая была бы так созвучна со словами Иисуса, как Послание Иакова» (Kittel), «Никакое другое новозаветное послание не имеет столь много созвучий с учением Иисуса, особенно с Нагорной проповедью» (Beyschlag). Приведу вам лишь несколько примеров этой схожести:

     1. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11-12) / «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2).

     2. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) / «…чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).

     3. «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7) / «…просите у Бога, который дает всем щедро и без всякого упрека» (Иак. 1:5).

     4. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1) / «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными» (Иак. 5:9) и т. д.

Кроме того, более узкую тему, связанную с рассмотрением Послания апостола Иакова, мне сегодня хотелось бы немножко расширить и сказать несколько слов о том значении, которое Священное Писание должно иметь для христианина.

Один выдающийся ныне здравствующий богослов и историк Церкви по поводу той роли, которую должны играть в жизни Церкви апостольские новозаветные тексты, пишет следующие замечательные слова: «Для церкви нет пути к Господу мимо апостолов. Только через их свидетельство она знает Его. Исконное и основополагающее свидетельство апостолов – норма существования для церкви всех времен и стран, для ее проповеди, веры и деятельности. В это свидетельство церковь должна вновь и вновь вслушиваться и реализовывать его во всей своей жизни. …Новый Завет – это первоначальное, основополагающее, а потому руководящее для церкви всех времен апостольское свидетельство».

Поэтому то, что сегодня в православной среде многие люди читают что угодно, но только не Священное Писание, а это очевидный и весьма печальный факт, – это настоящая катастрофа, и, без преувеличения можно сказать, что именно это является причиной такого обилия разного рода околоцерковных мифов, суеверий, да и попросту сказок, которые сегодня цветут пышным цветом и, буквально, как бурьян заглушают собой ростки здравого церковного учения.

Именно Священное Писание и его церковное понимание, и ничто иное, является главным критерием, с помощью которого мы должны оценивать всё то, что мы встречаем в нашей повседневной церковной жизни. И если какое-либо явление, или какая-то традиция, пусть даже освящённая временем, в корне противоречит апостольским свидетельствам, тем хуже для этой традиции.

То, что вдумчивое, осмысленное чтение апостольских писаний на понятном языке не очень распространено сегодня среди чад Православной Церкви – это слабое звено нашей Церкви, это наша «ахиллесова пята», это источник непрестанной скорби для тех, для кого жизнь и будущее Церкви небезразличны, и это наша боль, которой не стоит стесняться, ибо первым этапом исцеления от любой болезни является правильно поставленный диагноз. Не было большей победы дьявола в истории Церкви, чем ситуация, при которой священные апостольские тексты становятся попросту неинтересными и ненужными тем, кто называет себя христианами.

Что касается именно Нового Завета, то эти 27 книг, которые отцы древней Церкви на соборах признали богодухновенными, являются единственным способом проникнуть в І век нашей эры и встретиться там с этой уникальной Богочеловеческой Личностью – Иисусом из Назарета. У нас попросту нет иных столь же надёжных исторических источников о жизни Спасителя, какими являются книги Нового Завета. Вот что пишет по этому поводу ещё один выдающийся современный богослов: «Новый Завет – и это простой и непреложный факт – единственный из имеющихся в нашем распоряжении подлинный источник сведений по истории этого периода, периода наивысшего напряжения божественного откровения, единственный канал, по которому мы можем проникнуть к этой критической точке, к кульминационному моменту в истории Спасения».

Поэтому, дорогие друзья, в этот день позвольте призвать всех вас к одному: любите Слово Божье, изучайте его, и пусть оно станет для вас тем, чем оно было для всех без исключения отцов Церкви всех времён и для всех великих Божьих праведников, когда-либо явленных Богом на нашей грешной земле, а именно, – источником вдохновения, хлебом жизни, и воздухом, без которого они не помышляли своего существования. Аминь.

11 января 2015 г.,

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.