Проповедь в день Собора новомучеников и исповедников, в землях Руси за Христа пострадавших

Икона "Убиение праведников в Бутове"
Икона "Убиение праведников в Бутове"

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня Церковь совершает память новомучеников и исповедников, в землях Руси за Христа пострадавших. Это те люди, которые несмотря ни на какие угрозы, не сочли для себя возможным пойти на компромисс с откровенно безбожной советской властью, за что и были стёрты с лица земли.

По оценкам ведущих современных специалистов по истории Церкви ХХ века, в период с 1917 по 1941 годы советская власть уничтожила около 130 тыс. священнослужителей, из которых около 1700 на данный момент причислены Церковью к лику святых.

Например, только с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. на Бутовском полигоне было расстреляно 20761 человек. Эта цифра помогает нам представить реальные масштабы того кровавого террора, который был сознательно развёрнут на наших родных землях в то страшное время.

Говорить о том, какие зверства и жестокости пришлось претерпеть тысячам православных людей в годы гонений, можно бесконечно. От некоторых исторических подробностей, буквально, стынет кровь в жилах. Так, например, в 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, а затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца. Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол. Страшной была кончина других архиереев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь. Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую. Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми. Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили.

В наши дни существует множество верующих людей, которые искренне считают, что Церковь Христова должна тесно сотрудничать с любой светской властью, несмотря на идеологию, которую эта власть исповедует. В качестве аргумента эти люди приводят всем известную цитату из Послания апостола Павла к Римлянам, где сказано: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). И такие слова действительно есть в Библии.

Однако для православных людей первостепенную значимость должно иметь то, как святые отцы толковали это место Писания. И в пример можно привести толкование прп. Исидора Пелусиотского (+449), ученика свт. Иоанна Златоуста (+407), который писал: «Начальство …установлено Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом».

Кроме того, выдающийся филолог и историк ХХ века, а также прекрасный переводчик библейских и святоотеческих текстов, С. С. Аверинцев, толковал это место из Послания к Римлянам таким образом, что та власть, которая злоупотребляет своим социальным положением, и своими беззакониями открыто попирает Божий закон, перестаёт быть властью от Бога, и тем самым автоматически утрачивает свою Божественную легитимность.

Кроме того, в наши дни также существует немало людей, даже в церковной среде, в основном, это люди преклонного возраста, которые, под воздействием воспоминаний о своей молодости, искренне ностальгируют по советским временам, говорят, что не всё было так плохо, что были и некоторые позитивные стороны в советской действительности. И кое в чём это действительно так. Однако, в общем и целом, это достаточно порочная логика.

При оценке советского периода нашей истории для верующего человека главной должна оставаться идеологическая основа советского режима. И этой основой, вне всякого сомнения, был агрессивный атеизм, нередко выливавшийся либо в прямые попытки физического уничтожения Церкви Христовой, либо в попытки сделать Церковь карманной, легко манипулируемой организацией, обслуживающей интересы компартии.

Говорят, что печально известный маньяк Чикатило был примерным семьянином и заботливым отцом. Но вряд ли кому-то придёт в голову всерьёз говорить о том, что на этом основании мы якобы не должны считать его маньяком, даже если он забрал жизни нескольких десятков детей. Это было чудовище и дьявол во плоти, и иные суждения об этой личности, несмотря на то, каким он был семьянином, – это просто кощунство над памятью убитых им детей.

Примерно то же самое мы должны иметь в виду и при попытке вынести нравственное суждение о том, что происходило в нашей стране в первой половине ХХ века. Советский режим был изначально построен на крови и на костях лучших людей государства и Церкви. И никаким бесплатным образованием, никакой бесплатной медициной, действительно существовавшими в СССР, не стоит даже пытаться оправдать безбожным режим, сознательно отобравший жизни у сотен тысяч выдающихся сынов нашей родной земли: у представителей Церкви, науки, творческой интеллигенции и иных сфер общественной жизни.

Бытует такая поговорка: «Смерть одного человека – это трагедия, смерть тысячи людей – это уже статистика». Но это порочная и нехристианская поговорка. Многие тысячи новомучеников и исповедников никогда не должны превращаться для нас в сухую статистику или в имена, мелькающие перед нашим взором буквально каждый день, когда мы листаем церковный календарь. Если мы помним, что каждый человек – это образ и подобие Божье (см. Быт. 1:26), то мы также должны помнить, что за каждым из имён погибших за веру людей стоит конкретная личность, абсолютно реальный человек, который имел свои ценности, свои убеждения и принципы, свои интересы и хобби, свою семью и родных, свои планы на жизнь. Но безбожный советский режим не дрогнувшей рукой поставил жирный крест на всём том, что было дорого для этого человека, и на нём самом.

И тем верующим людям, которые сегодня испытывают ностальгию по СССР, я бы посоветовал подумать о том, как они будут смотреть в глаза многим тысячам новомучеников и исповедников нашей Церкви на Страшном Суде, и как они будут пытаться оправдать действия советской власти, которая перемолола жизни и судьбы этих невинно убиенных страдальцев.

В Своей знаменитой Нагорной проповеди Спаситель говорит Своим ученикам: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). О чём говорят эти слова? И почему сегодня важно вспомнить о них?

Во-первых, соль – это то, что придаёт вкус любому блюду. Поэтому, когда Христос говорит, что христиане должны быть солью земли, Он имеет в виду то, что Его последователи и ученики, т.е. христиане, должны придавать смысл самому существованию всего человеческого рода. Именно так, как соль, добавленная в разумных количествах, делает съедобным любое блюдо, точно так же задача христианского сообщества в этом мире заключается в том, чтобы делать хоть сколько-нибудь сносным и возможным существование рода людского перед лицом Божьим.

Во-вторых, соль обладает свойством сохранять любой продукт от гниения и разложения. Таким образом, христианство и истинные христиане должны быть таким себе, условно выражаясь, антисептиком, который сохраняет мир от окончательного разложения и крушения.

И вот те люди, новомученики и исповедники ХХ века, молитвенное поминовение которых мы совершаем в этот день, это подлинные христиане с большой буквы и это истинная «соль земли». Ибо эти люди в критический момент нашей истории не струсили, не пошли на компромисс с открытым безбожием, но проявили мужество, принципиальность и стойкость в вере.

И наше сегодняшнее молитвенное обращение к этим выдающимся сынам своей земли должно, в первую очередь, содержать прошение о том, чтобы по молитвам этих мужественных людей Господь избавил нас от духа боязни и страха, от духа малодушия, лицемерия и притворства, от духа приспособленчества и раболепия перед сильными мира сего. Потому что те люди, те наши соотечественники, чьи жизни были отняты лишь за то, что они верили во Христа, это совесть нашей Церкви, это те, на жития которых мы всегда должны оглядываться и в поступки которых мы всегда должны внимательно всматриваться, чтобы не поколебаться в вере и не пойти на компромисс с собственной совестью, и это, безусловно, те, кого Господь Иисус Христос две тысячи лет назад назвал «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5:13–14).

 

8 февраля 2015 г.,

Собор новомучеников и исповедников, в землях Руси за Христа пострадавших,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.