Проповедь на Собор новомучеников и исповедников ХХ в.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшнее воскресенье – это особый день для всех православных христиан, которые не утратили чувства исторической памяти и хранят воспоминания о трагических событиях из новейшей истории Православной Церкви. Сегодня Церковь молитвенно вспоминает всех тех стойких, мужественных, принципиальных и верных Христу людей, которые были лишены жизни безбожным и бесчеловечным сталинским режимом в первой половине ХХ в.

И сегодня наш с вами исторический долг заключается не только в том, чтобы вспомнить новомучеников и исповедников ХХ в., помолиться им и воздать славу их несгибаемости во время лютых гонений, но и в том, чтобы дать честную, взвешенную оценку тому историческому и социально-политическому контексту, в котором они жили и погибли, а также тому тоталитарному режиму, который прошёлся катком по нашей родной земле, уничтожив при этом лучших людей и нашей Церкви, и нашего Отечества в целом.

Гонения на Православие в первой половине ХХ в. часто сравнивают с гонениями на христиан во времена Римской империи. И действительно, мы можем найти немало общего между этими двумя скорбными историческими периодами. Однако есть и некоторые отличия. Например, если в Римской империи гонения на христиан имели спорадический, локальный характер, и нередко их интенсивность напрямую зависела от личности того или иного императора, то в СССР гонения на Церковь были неотъемлемым элементом государственной идеологии как таковой и были, буквально, вписаны в концепцию построения коммунистического государства. Один из лучших современных специалистов по истории Русской Церкви ХХ в. профессор СПбДА прот. Георгий Митрофанов по этому поводу отмечает: «Гонения на Русскую Православную Церковь в советской России, если сравнивать их с гонениями на христиан первых веков церковной истории, оказались не только более масштабными по размаху, но и более жестокими и изощрёнными по методам их проведения».

И теперь обратим наше внимание на тот атеистический тоталитарный советский режим, который несколько десятилетий терзал тело нашей Отчизны, как раковая опухоль, и который сделал всё возможное, дабы нанести по Церкви мощнейший удар.

Сам термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, которое переводится как «весь», «целый» или «полный». Именно поэтому известный политолог Хуан Линц в одной из своих работ пишет о том, что главной чертой любого тоталитарного режима является не террор и кровопролитие сами по себе, но стремление государства к тотальному (т. е. полному) контролю над всеми аспектами жизни людей: над общественным порядком, экономикой, религией, культурой, отдыхом, семейными взаимоотношениями и т. д.

Кроме того, никакой тоталитаризм не может быть лояльным вере в Бога, потому что он сам является, по сути, агрессивным неоязыческим культом, где почти религиозно почитают идола-нацию, идола-расу или, как это было в СССР, идола-вождя. Поэтому, как и любая религия, тоталитаризм охватывает всего человека, требует от человека полной самоотдачи, наподобие того, как глубоко верующий человек полностью посвящает себя и свою жизнь Богу. НО здесь есть и принципиальная разница: вере в Бога человек отдаёт себя добровольно, а тоталитарные режимы захватывают человека насильно, полностью подчиняя его государственной машине.

Любой тоталитарный режим всегда и везде неизбежно входит в непримиримый конфликт с религиозным мировоззрением, особенно с христианством, которое категорически отрицает любой культ личности и совершенство признает только за Богом, а не за каким-либо вождём. Христианство принципиально отрицает саму возможность построения Царства Божьего на земле, на что, собственно говоря, и претендует любое тоталитарное государство. Но христианство говорит нам о другом: оно учит, что качество общества зависит от духовного состояния тех личностей, которые его составляют. Т. е. поскольку люди несовершенны (а это очевидно каждому), то в принципе не может быть и совершенного общества. Это утопия. И здесь уместно вспомнить слова приснопамятного патриарха Сербского Павла (Стойчевича) (+2009), который говорил: «Невозможно превратить землю в рай, но надо помешать ей превратиться в ад».

В основе христианства стоит познающая Бога личность каждого отдельного человека. Личность – первична, в то время как общество и государство – вторичны. Тоталитаризм же всегда является коллективистским: там человек – это лишь часть коллектива, слуга государства; человек для государства, а не государство для человека.

Обратим также наше внимание на главнейшие этапы возникновения основных социальных единиц – личности, семьи, Церкви и государства. В начале Бог создает человека, личность. После этого сотворённая Богом пара людей создают семью. Следующим этапом является создание первыми людьми поклоняющейся Богу общины (=Церковь). И только после этих трёх этапов возникает такое явление как государство. Именно поэтому автор одного из современных исследований на эту тему делает следующий вывод: «Порядок возникновения этих сфер определяет их иерархию с точки зрения как их ценности, так и правовой приоритетности. …Согласно Библии, и Церковь (сообщество поклоняющихся Богу), и семья, и личность существовали и были наделены от Бога определёнными правами ещё до возникновения государства. А потому права личности, семьи и Церкви приоритетнее государственных прав. Исходя из этого, не Церковь, личность или семья оцениваются по критерию их соответствия интересам государства, а, наоборот, соответствие государства своему предназначению проверяется тем, защищает ли оно или нет права и интересы личности, семьи, Церкви».

Но может возникнуть вопрос: а каков вердикт Бога по поводу тоталитарной формы государственного устройства? Как Бог смотрит на общество с жёсткой административной вертикалью и властью, сосредоточенной в одних руках? И в связи с этим важно отметить, что много сотен лет назад Бог уже сказал Своё весомое слово по этому поводу тем, что вывел Свой народ из рабства в Египте и тем самым даровал свободу израильскому народу от тоталитарной власти фараона. Великое событие Исхода евреев из Египетской империи, направленное на утверждение человеческой свободы и элементарного человеческого достоинства, – это Божий вердикт всякому бесчеловечному диктаторскому режиму, а также мощный педагогический посыл от Бога всем последующим поколениям людей. И Бог выносит Свой вердикт тем, что в конфликте между императором и угнетённым народом, Он не абстрагируется от происходящего, не занимает нейтральную позицию, Он не занимает сторону фараона, императора или вождя, но Бог решительно и однозначно становится на сторону страдающих, покорённых, угнетённых и униженных людей.

В двух словах отметим ещё один момент. К сожалению, несмотря на то, что со времени кровавых гонений на Русскую Церковь прошло менее 100 лет, сегодня нередко находятся люди, которые искренне ностальгируют по тоталитарному прошлому нашего многострадального Отечества. Точно так же и представители общества сынов Израилевых, которых Господь освободил из рабства в Египте и вёл в землю обетованную, выказывали недовольство по поводу некоторых неудобств и лишений, связанных со столь длительным паломничеством. Не поняв величия Божьего замысла и того дара свободы, который был им ниспослан Свыше, израильтяне возроптали на нехватку еды и заявили своим вождям: «Вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом» (Исх. 16:3). Т. е. полный желудок для них был важнее, чем освобождение от рабства и тирании. Увы, подобный ход мыслей нередко можно встретить и среди наших современников, которые искренне желают возврата к советскому прошлому.

Однако мы должны понять, что в основном подобный ход мыслей свойственен преимущественно тем людям, для которых такие понятия как честь, совесть, человеческая свобода и достоинство человеческой личности, свобода мысли и творчества, как правило, ничего не значат. Ностальгируя по тоталитарному советскому режиму, мы уподобляемся вот этим неблагодарным представителям израильского народа, которые ностальгировали по той «стабильности» в статусе раба, которую они имели под властью тоталитарного режима Египетской империи и под пятой фараона. Людьми подобного склада духовная и социальная свобода, увы, воспринимается как непосильная ноша, и они только и ищут, кому бы поскорее отдать вот эту ненавистную для них свободу, и на кого бы переложить ответственность за свою жизнь. И именно это, как правило, и порождает тоталитарные режимы и вождей, готовых узурпировать власть над целыми народами. Кроме того, попытка опереться в своём уповании не на Бога, а на какого-либо современного вождя, и ожидание того, что именно он дарует счастье, благополучие и достаток, заведомо обречены на провал. Великий ветхозаветный пророк Исайя безжалостно обличает такие попытки надеяться на могущество любого из современных «фараонов»: «Ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрётся на неё, войдёт тому в руку и проколет её! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Ис. 36:6).

И в завершение сегодняшней беседы я бы хотел привести вам слова известного швейцарского писателя, мыслителя и поэта Анри-Фредерика Амиеля, который в своих дневниках писал: «Любой деспотизм обладает особо острым инстинктом вражды ко всему, что поддерживает достоинство и независимость человека». И эти глубокие и справедливые слова могут быть в полной мере отнесены к любому тоталитарному режиму, нагло и безапелляционно посягающему на жизнь людей и, главное, на их свободу, которую даровал нам Христос, в которой мы призваны незыблемо стоять (см. Гал. 5:1), и беречь которую мы обязаны, как зеницу ока и как наивысший и наиценнейший дар Небес.

 

7 февраля 2016 г.,

Собор новомучеников и исповедников ХХ в.,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.