Воскресная проповедь на Ин. 9:1-38 ("Правило большинства")

В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается об исцелении Господом Иисусом Христом слепорождённого человека (см. Ин. 9:1-38). В этом достаточно объёмном новозаветном тексте содержится много важных мыслей, но мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сегодняшнее чудо, совершённое Христом, стало одним из тех переломных моментов, после которых антипатия между Спасителем и подавляющим большинством иудейской религиозной верхушки резко обострялась.

И именно поэтому сегодня мне бы хотелось посвятить наше сегодняшнее общение весьма универсальной и социально значимой теме о том, нужно ли христианину всегда следовать за мнением общественного большинства, или же всё-таки прислушиваться к голосу собственной совести и собственного разума.

В обществе существует широко распространённый и крепко укоренённый в сознании людей стереотип, согласно которому большинство представителей общества якобы имеют больше шансов оказаться правыми в том или ином вопросе, чем общественное меньшинство. Но, как мы сейчас с вами увидим, такое убеждение абсолютно не всегда является истинным и, наоборот, очень часто именно меньшинство сохраняет правильность мыслей и неискажённость суждений.

Во всём Священном Писании – и в Ветхом, и в Новом Завете – само слово «большинство» встречается один единственный раз, в старозаветной Книге Исход, где мы встречаем следующий призыв от Бога: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая за большинством от правды» (Исх. 23:2). Т. е. из этого библейского текста мы видим, что общественное большинство само по себе является нейтральным: оно не является ни безошибочным носителем истины, ни воплощением тьмы и ошибочных суждений. Но если человек видит, что большинство людей начинает вести себя, очевидно нарушая и попирая Божьи заповеди, то в таком случае Сам Бог призывает нас решительно отступить от следования за таким общественным большинством, в сознании которого несколько исказилось понимание того, что есть добро и что есть зло.

Также некоторое отношение к поднятой теме имеют и некоторые другие достаточно красноречивые и недвусмысленные библейские тексты. Например, в одной из малоизвестных старозаветных книг рассказывается о том, как два древних царя – царь Израильский и царь Иудейский Иосафат сидели на двух своих тронах на площади возле ворот г. Самарии. И огромное количество пророков (а как потом выяснилось, по сути, лжепророков) возвещали царям исключительно позитивные вещи – безусловный успех во всех военных делах, Божью помощь во всём и т. д. И вот после того, как все эти т. н. «пророки» выступили перед двумя царями, поласкав им слух, один из царских посланцев был отправлен за очень известным и авторитетным и действительно просвещённым от Бога пророком того времени – за пророком Михеем, чтобы тот своим голосом подтвердил истинность пророчеств всех тех, кто уже выступил перед царями. И вот царский посланец говорит Михею: «Вот, пророки единогласно предрекают доброе царю; пусть бы и твоё слово было такое же, как каждого из них: изреки и ты доброе. И сказал Михей: жив Господь, - что скажет мне Бог мой, то изреку и я» (2 Пар. 18:12-13). Т. е., говоря иными словами, мы видим, что истинный Божий пророк Михей, книга которого сегодня входит в состав Библии, не пошёл на поводу у большинства, не подстроился под существующую на тот момент конъюнктуру, не побоялся того, что о нём могут подумать люди, но твёрдо стоял на той позиции, что его суждение должно обязательно основываться исключительно на воле Божьей, независимо от того, нравится это большинству, или нет.

Приведём другие примеры. Когда израильский народ вышел из египетского рабства под руководством Самого Бога и Его пророка Моисея, через некоторое время, когда они были ещё на своём пути в Землю Обетованную, Моисей поднялся на гору Синай для того, чтобы получить от Господа Бога Его 10 заповедей.

Когда же Моисей не возвращался в течение длительного времени, представители израильского народа переплавили свои драгоценные украшения в одну большую статую золотого тельца, которого и начали почитать как «бога», поклонялись ему, забыв о Едином Истинном Боге, Который и вывел их из рабства.

Когда же Моисей, спустившись с г. Синай, увидел всё происходящее, он был шокирован, разозлён и просто не мог поверить своим глазам. И возникает вопрос: кто был прав в этой ситуации? Подавляющее большинство израильтян, которые кланялись идолу? Или всё-таки один единственный пророк Моисей, который остался верным Богу? Я думаю, ответ на этот вопрос очевиден.

Кроме того, как мы знаем (на этот раз уже из Нового Завета), когда Господь Иисус Христос вошёл в Иерусалим за несколько дней до Своего Распятия, огромное количество жителей города торжественно встречали Его, постилали под ноги одежду, пальмовые ветви и всячески выражали своё почтение. Но не пройдёт и недели, как те же самые люди, подавляющее большинство жителей Иерусалима, будут кричать Понтию Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21), в то время как возле Креста на Голгофе в момент Распятия Сына Божьего стояло всего несколько людей, которых можно пересчитать на пальцах одной руки. Это, пожалуй, наилучший библейский пример того, насколько изменчивым и непостоянным может быть мнение подавляющего большинства в течение всего нескольких дней.

Ну и под конец приведём пример из недавнего прошлого, из ХХ в. Как известно, национал-социалистическая партия Германии во главе с Гитлером в 30-е годы ХХ в. фактически подмяла под себя все христианские конфессии и начала брутально использовать их в своих пропагандистских целях. Из всей многочисленной христианской общины Германии осталось всего несколько человек, которые не прогнулись, не покорились тоталитарной нацистской машине, и сказали своё решительное «нет» такому порабощению. Это были три видных немецких богослова того времени: Карл Барт, Мартин Нимёллер и, конечно же, Дитрих Бонхёффер, повешенный нацистами в лагере Флоссенбург ровно за месяц до капитуляции Германии, 9 апреля 1945 г., за своё открытое сопротивление Гитлеру.

Эти трое человек, поистине Божьи люди, были в радикальном меньшинстве в то время, когда в большинстве немецких церквей свастика в буквальном смысле заменила Распятие. Но сегодня, спустя несколько десятилетий переосмысления всего того ужаса, все без исключения адекватные люди без каких-либо колебаний признают, что именно вот это героически настроенное радикальное меньшинство немецкого духовенства осталось верным Божьей истине во время всеобщего ослепления и отступления от Бога подавляющего большинства.

Поэтому, учитывая все приведённые выше аргументы – как библейские, так и исторические – мы можем сделать вполне справедливый вывод, что далеко не все вопросы могут решаться слепым следованием за волей большинства людей. Мы отнюдь не должны бездумно и слепо принимать и исповедовать мнение большинства, отключив собственное критическое мышление. Бог дал нам разум и изложил Свою волю в Священном Писании. И после этого каждый без исключения человек, применяя Библию к современным реалиям, может без какой-либо помощи извне, без каких-либо посредников сам формировать своё личное адекватное видение мира и своё личное отношение к окружающим нас событиям, а также к тем или иным общественным процессам и явлениям.

 

5 июня 2016 г.,

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.