"Дары различны, но Дух один и тот же"

Воскресная проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице на Рим. 12:6-14

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Только что мы с вами слышали сегодняшнее литургическое чтение из 12-й главы Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 12:6-14). В этом новозаветном эпизоде апостол излагает свои мысли, касающиеся такой важной темы как многообразие форм служения в Церкви, каждая из которых имеет бесконечную ценность в очах Божьих и служит общему делу созидания христианской общины и распространения Евангелия в нашем мире. И, как мы сейчас увидим, эта тема была для Павла столь важна, что он неоднократно поднимает её на страницах своих многочисленных посланий.

Так, в Первом Послании к Коринфянам для более наглядной иллюстрации своих идей апостол прибегает к известному образу: он сравнивает всю Церковь с человеческим телом, а каждую из форм служения во всемирной христианской общине – с каким-то из членов человеческого организма: «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:27-30).

В принципе, ответ на ряд этих риторических вопросов апостола очевиден. Было бы несправедливо и попросту глупо требовать от всех членов Церкви, чтобы они все до единого были харизматичными проповедниками, талантливыми певчими или умелыми администраторами, ибо «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12:4-6).

Ведущий современный британский исследователь Нового Завета Джеймс Данн в своей известной работе под названием «Единство и многообразие в Новом Завете» комментирует этот используемый апостолом наглядный образ следующими словами: «Тело – уникальный вид единства в многообразии: единства, которое состоит в том, что все члены тела – разные и имеют разную функцию. То есть это не единство одинаковости и не единство, которому различие угрожает, а единство, которое только и может функционировать как таковое благодаря различиям».

Мы все разные. Каждый из нас обладает своими неповторимыми особенностями характера, темперамента, воспитания, социальной среды своего происхождения и т. д. Как справедливо отмечает в своём комментарии на этот апостольский текст один современный исследователь, «у одних людей лидерская натура, у других педагогический характер, третьим легко удаётся налаживать контакты» и т. д. Но, несмотря на все эти личностные особенности и отличия, каждому из нас есть место в Церкви. Ибо каждого из нас Бог любит, ценит и использует в Своих великих и благих целях именно в нашей самобытности, уникальности, неповторимости и непохожести друг на друга.

Кто-то замечательно руководит церковным хором, и было бы дико поставить этого профессионального музыканта, которому Бог дал уникальный талант, например, следить за подсвечниками. Это стало бы не чем иным как хулой на дар Божий и зарыванием таланта в землю, за что Бог, как мы знаем из Евангелия, строго взыскивает (см. Мф. 25:13-30).

Если Бог облагодетельствовал того или иного человека, например, способностями архитектора и талантом храмостроительства, то такому человеку совершенно не обязательно пытаться протиснуться на клирос и пытаться петь. Он только всё испортит.

Если кто-то обладает высоким даром слова и учительства, то ему было бы излишним, ненужным и бесперспективным начать заниматься, например, иконописью или проектированием иконостасов. Такое необдуманное и несогласованное с волей Божьей служение изначально будет нецелесообразным, начисто лишенным всякого смысла и, конечно же, оно заведомо будет обречено на провал.

Кто-то из нас, как принято говорить сегодня, является интровертом, склонным к уединению, самоисследованию, медитативному созерцанию и глубокой молитве. Кто-то, наоборот, является экстравертом, человеком с активной жизненной позицией, которому больше по душе общение с людьми и деятельное христианское соучастие в жизни окружающих.

Кроме того, христианское служение не стоит путать с хобби. Любая форма служения Церкви – это осмысленная, сосредоточенная и жертвенная реализация Божественного призвания. Если речь идёт о социальной работе с людьми неимущими или страждущими, то нужно запастить терпением и смирением, чтобы ни в коем случае не раздражаться на людей, которые несут тяжёлый жизненный крест и при этом, возможно, ропщут, отчаиваются, разувериваются и задают сложные, неудобные вопросы. Если человек обладает даром проповедника, то он, тем не менее, обязательно должен добросовестно подготовиться, основательно изучить вопрос, подобрать материал (библейские цитаты, высказывания авторитетных отцов и учителей Церкви) и только после этого выходить к людям с проповедью. В ином случае, при попытке сымпровизировать и сказать слово экспромтом, не имея для этого никаких внутренних предпосылок и талантов, такой подход к проповеди станет просто проявлением неуважения к пастве. Даже если призвание христианина состоит в том, чтобы просто готовить прихожанам запивку после Таинства Евхаристии, то делать это нужно с таким же усердием и добросовестностью, с которыми священник призван совершать саму Божественную литургию.

Более того. Мы привыкли к определённому внутрицерковному стереотипу, согласно которому подлинное служение Церкви возможно только в помещении храма. Однако, это не более, чем досадное заблуждение. Для этого рассмотрим несколько простых житейских примеров.

Если член Церкви является, например, архитектором, то его служение Богу и людям будет заключаться не только в том, чтобы строить храмы, но и в том, чтобы максимально добросовестно проектировать обычные жилые или административные здания, которые бы превосходили по прочности, надёжности и комфорту все остальные. И при таком подходе люди будут выражать искреннюю благодарность этому талантливому верующему человеку и благодарить Бога, давшего ему этот талант.

Мы привыкли, что более продажного ремесла, чем современная журналистика, трудно найти. И для этого, безусловно, есть свои основания: мы уже просто привыкли к мысли о том, что с одного телеканала устами ведущих к нам, по сути, обращается один олигарх, с другого телеканала – другой олигарх, с третьего - третий. Но если на поприще журналистики трудится искренне верующий и преданный Богу христианин, и при этом он принципиально не берет взяток и не продаётся олигархам даже под угрозой потери работы и утраты финансовой стабильности, то такое принципиальное поведение невольно вызовет уважение у членов нашего общества и интерес, который заставит их задуматься над тем, насколько благие и даже социально полезные преобразования осуществляет вера в душе каждого отдельного человека.

Если настоящий христианин трудится в правоохранительных органах, то его христианская совесть просто не позволит ему злоупотреблять своим статусом: издеваться над задержанными, «шить» дела невиновным по заказу начальства, выбивать признания под пытками, или же пропитаться атмосферой тотальной коррупции. И такое поведение станет ярким христианским свидетельством даже в такой непростой сфере, сложно поддающейся каким-либо реформам и позитивным преобразованиям.

Один небезызвестный христианский деятель позднего средневековья отмечал, что даже христианин-сапожник может служить Церкви и обществу, свидетельствуя о Христе на своём рабочем месте. Но призвание христианина-сапожника состоит не в том, чтобы вышивать на ботинках крестики, а в том, чтобы просто делать высококачественные ботинки, и этой своей добросовестной работой вызывать позитивное недоумение, интерес и положительные отзывы о своей работе и о том мировоззрении, которое повлияло на столь серьёзное отношение к своему повседневному ремеслу.

Поэтому справедливым выводом из нашей сегодняшней беседы о различных формах служения Церкви и обществу может стать следующая мысль: принципиально важная цель для каждого члена Церкви состоит не в том, чтобы слепо копировать чью-то форму служения и пытаться «выжать» из себя то, к чему ты можешь быть абсолютно не призван, но в том, чтобы распознать ту Божью искру, которую Творец вложил в душу каждого из нас, разглядеть этот талант, приумножить его силой своего трудолюбия и положить на алтарь служения Богу в своей местной христианской общине.

 

31 июля 2016 г.,

Неделя 6-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.