Проповедь в Неделю о самарянке

Эль Греко, "Спаситель"
Эль Греко, "Спаситель"

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, в Неделю о самарянке, Церковь вспоминает и переосмысляет одну из наиболее важных бесед Христа за все три с половиной года Его общественного служения. В беседе с самарянской женщиной (см. Ин. 4:5-42) поднимается множество глубоких и принципиально важных тем, каждая из которых заслуживает внимания. Однако сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на эпизод упомянутого евангельского диалога, где Христос, отвечая на вопрос о том, на каком месте правильно поклоняться Богу – в Иерусалиме или на г. Гаризим, отвечает самарянке:

«Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:21-22). Т. е. из этих слов Спасителя мы видим, что Христос, несмотря на уже существующий на тот момент острый конфликт и нескрываемую антипатию между Ним и иудейскими религиозными лидерами, всё-таки недвусмысленно отождествляет Себя именно с иудейским народом. И именно поэтому сегодня мне бы хотелось посвятить свою воскресную проповедь весьма скользкой теме, которую крайне редко рискуют затрагивать христианские проповедники – теме этнической принадлежности нашего Господа Иисуса Христа и тому, каким образом эта тема связана с нашей христианской верой и нашим упованием.

Вопрос, касающийся этнической принадлежности Иисуса из Назарета, является особенно острым для тех радикально настроенных представителей православной общественности, которые искренне, всей душой верят в околоцерковные мифы о т. н., как они говорят, всемирном «жидомасонском заговоре» против Православия, о том, что представители всемирного иудейского сообщества якобы только спят и видят, как бы им поскорее и понадёжнее подорвать и разрушить Святое Православие и т. д. И вот для таких антисемитских и юдофобских церковных кругов мысль о том, что Иисус из Назарета был плоть от плоти израильского народа, т. е. этническим евреем, является нестерпимой и почти «богохульной».

Но на самом деле, независимо от того, нравится кому-то из нас это или нет, и Господь Иисус Христос, и Дева Мария (или, точнее, Мариам, согласно древнееврейскому языку), и даже 12 апостолов были не кем иным, а именно этническими евреями, представителями богоизбранного народа. А теперь давайте рассмотрим этот вопрос несколько детальнее.

В сознании Своих наиболее близких учеников Иисус абсолютно однозначно отождествлялся с еврейским народом. Так апостол Иоанн Богослов в 1-й главе своего Евангелия, рассуждая о Воплощении Христа, говорит о том, что Он «пришел к своим [т. е. к кому «своим»? К евреям], и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Т. е. тот факт, что в результате представители еврейского народа в подавляющем большинстве так и не приняли Иисуса как Мессию, всё-таки не отменяет и того очевидного факта, что Христос был для них «своим», т. е. человеком того же самого этнического происхождения.

Апостол Павел в Послании к Евреям однозначно заявляет: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр. 7:14). Т. е. имеется в виду, что Господь Иисус Христос явился в этот мир в одном из 12-ти колен (т. е. родов), которые составляли собой единый израильский народ, а именно, из рода Иуды.

Кроме того, важно вспомнить и всем известную ситуацию в Иерусалимском храме. Какую молитву произнёс старец Симеон в адрес маленького Иисуса, когда взял Его на руки? Давайте вспомним: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Т. е. израильский народ чётко и недвусмысленно называется народом Иисуса Христа.

Интересно также отметить, что тема этнической принадлежности Иисуса из Назарета нашла своё отображение даже в средневековом религиозном искусстве. В частности, можно обратить внимание на одно из наиболее выдающихся ренессансных изображений, автором которого является художник по имени Доменикос Теотокопулос, более известный всему миру как Эль Греко. Из истории известно, что поскольку Эль Греко очень серьёзно относился к еврейской идентичности Иисуса, моделью для его полотна под названием «Спаситель» служил еврейский юноша из испанского города Толедо. И мы видим, что Иисус в исполнении Эль Греко объединяет в Себе, с одной стороны, очевидные черты представителя еврейского народа, с другой стороны, Он изображён в манере, близкой к традиции византийской иконописи, особенно к иконографии Преображения. А всё это ещё и дополняется духом испанского мистицизма XVI в., в атмосфере которого работал Эль Греко.

У вас может возникнуть вопрос: каким же образом принадлежность Иисуса к еврейскому народу соотносится с нашей верой? Какой смысл имеет этот факт для нас? И дело здесь вот в чём: именно благодаря еврейству Иисуса древний завет Бога с израильским народом, благодатные дары и обетования Господа стали доступными для всех людей во всём мире любой этнической принадлежности. Именно потому, что Христос был Богочеловеком, т. е., с одной стороны, Творцом всех людей как Бог, с другой стороны, человеком еврейской этнической принадлежности, именно вот это соединение сделало возможным распространение завета Бога со Своим народом на все остальные народы, и открыло потенциальный доступ к единству с Творцом каждому без исключения человеку, живущему на лице земли.

И в конце концов необходимо сделать особый акцент на следующем: осознание многими христианами еврейского происхождения Иисуса могло бы упредить, к сожалению, нередко возникающий в христианской среде антисемитизм. Свт. Иоанн Златоуст был, конечно, величайшим отцом Церкви за всю историю её существования. Его авторству принадлежат выдающиеся проповеди, непревзойдённые толкования Священного Писания и нравственно-назидательные произведения. Однако, его же перу принадлежат и печально известные «Восемь слов против иудеев». Когда он произносил эти слова в древней Антиохии, многие его слушатели брали палки и отправлялись совершать еврейские погромы, совершая откровенный разбой и даже убийства. Но можем ли мы сегодня, в свете Холокоста, согласиться с этим и принять подобное отношение к представителям израильского народа как норму? Едва ли, несмотря на авторитет этого действительно выдающегося Божьего человека и святого отца Церкви.

Приснопамятный президент Американской академии гуманитарных наук, профессор знаменитого Йельского университета Ярослав Пеликан в своей работе под названием «Иисус сквозь столетия: Его место в истории культуры», которая, кстати говоря, в прошлом году вышла на украинском языке в издательстве «Дух і літера», задаёт следующий весьма развёрнутый и, собственно говоря, риторический вопрос: «Было бы в мире столько антисемитизма, было бы столько погромов, имел ли бы место Освенцим, если бы в каждой христианской церкви и в каждом христианском доме почитались иконы Марии не только как Богородицы и Небесной Царицы, но и как еврейской Девы и новой Мариам, а иконы Христа – не только как Вседержителя, но также как Равви Иешуа бар-Йосеф, Равви Иисуса из Назарета, Сына Давида?».

Во-первых, не стоит сразу же воинственно воспринимать озвученные мной только что титулы Христа. Даже апостолы, как мы знаем из Евангелия, и Пётр, и Иуда, и Нафанаил, называли Иисуса именно «Равви», что переводиться лишь как «Учитель». В Евангелии мы находим немало таких эпизодов (см. Мк. 11:21, Мф. 26:49, Ин. 1:49 и др.).

Во-вторых, если мы всё-таки постараемся дать ответ на этот вопрос проф. Ярослава Пеликана, то этот ответ будет очевидным: конечно, ни еврейских погромов в средневековой Европе и царской России, ни ужасов немецкого нацизма просто в принципе не могло бы возникнуть, если бы в христианской среде никогда не забывали ту простую историческую истину, что Основоположник нашей веры, Господь Иисус Христос, был плоть от плоти избранного Богом израильского народа, нравится нам это, или нет. И именно глубинное понимание и интеллектуально честное осознание этого очевидного факта является наилучшей прививкой от пещерного средневекового антисемитизма и ксенофобии.

 

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии УПЦ,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.