Воскресная проповедь на Мк. 10:32-45 (Неделя 5-я Великого поста)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня, в 5-ю Неделю Великого поста, во всех православных храмах читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка в котором говорится следующее: Мк. 10:32-45.

Особый интерес для нас сегодня представляет тот факт, что предсказание Спасителя о предстоящих мучениях и крестной смерти, которое мы только что слышали в 10-й главе Евангелия от Марка, – это уже не первый случай, когда Христос прямо говорит Своим апостолам о той страшной участи, которая Его ждёт, и на которую Он идёт абсолютно осознанно и добровольно.

В 8-й главе мы находим следующий текст: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отверженному старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитому, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Далее, в 9-й главе мы видим, что Господь опять «учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» (Мк. 9:31). И вот, наконец, в 10-й главе, в сегодняшнем евангельском чтении, Христос со всей ясностью рассказывает ученикам о тех событиях, которые должны произойти вскоре. Он прямо говорит, что Его – Мессию и Спасителя – оскорбит и унизит собственный народ. С этого момента ученики полностью посвящены во все тайны и во все подробности того, что должно произойти.

Но какой же была их реакция? Как они отреагировали на такую информацию?

Ранее в подобных ситуациях их реакция была весьма странной. В 8-й главе, после предсказания Спасителя о Своей смерти, Пётр начинает малодушествовать и отговаривать Христа от выполнения Его служения и Его великой миссии («Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему» (Мк. 8:32)). В подобном месте в 9-й главе апостолы сразу же начинают спорить о том, кто из них больше и важнее («дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк. 9:32)). Но возникает закономерный вопрос: может быть, хотя бы на этот раз, к этому эпизоду, описанному в 10-й главе, они уже выучили урок и поняли истинную значимость грядущих событий?

Увы, это не так. И после третьего предсказания Христа о Своей близкой смерти, апостолы реагируют весьма неприглядно. Два из трёх ближайших учеников, Иоанн и Иаков, весьма своеобразно поняли предсказание Спасителя. Они подумали, что всем им будет нелегко, но ведь в результате Спаситель воскреснет! А это якобы значит, что Он после этого установит Царство Мессии, где им должны быть отведены лучшие, наиболее почётные, условно выражаясь, «министерские» должности!

Здесь ясно одно – чем напряжённее становилась ситуация вокруг личности Иисуса из Назарета, тем интенсивнее двенадцать Его ближайших учеников спорят о степени своей значимости, о своём лидерстве, и о своём статусе в грядущем Царстве Мессии, где Он, по их мнению, якобы будет окружён ореолом земной славы и царского могущества, а они, соответственно, будут купаться в отблесках Его величия. Логика их рассуждений и ход их мыслей был примерно следующим: «Если наш Учитель воскреснет, то он будет царём; если же Он будет царём, то мы имеем полное право и все шансы на то, чтобы быть князьями в этом Его царстве».

Но такое приземлённое понимание Царства Христова, которое воспринималось как возможность моментально взлететь вверх по социальной лестнице, конечно же, не соответствовало Божьему замыслу. Один из современных комментаторов Евангелия от Марка пишет о поведении апостолов в данной ситуации следующие слова: «Они стремились к венцу без креста, к славе без страданий, к чести без смирения».

Особый интерес представляет также следующий факт. По мнению абсолютного большинства современных учёных, Евангелие от Марка было написано первым, ранее других евангельских повествований, а евангелисты Матфей и Лука брали его за основу при составлении своих произведений. И при передаче этой не очень приятной сцены, которую мы сегодня рассматриваем, евангелист Матфей пытается хоть как-то «выгородить» Иакова и Иоанна, спасти их репутацию тем, что, по его версии, ко Спасителю в данной ситуации подошли не сами апостолы, а их мать Саломия (см. Мф. 20:20-23). Евангелист же Лука и вовсе счёл нужным умолчать об этой не очень приятной для репутации двух апостолов ситуации.

Всё это, во-первых, говорит о том, что даже непосредственно накануне Голгофских страданий Спасителя Его ближайшие ученики были ещё далеки от понимания истинной сути служения Иисуса из Назарета и подлинной цели Его пришествия в этот мир. Отчасти эта ситуация проливает свет и объясняет нам, почему же в момент Распятия Спасителя Он был оставлен практически всеми Своими последователями, которые только после Его Воскресения из мёртвых пришли к полноте понимания всего величия и Его Личности и происшедших событий.

В сегодняшнем евангельском отрывке также сказано, что десять остальных учеников Христа, кроме Иакова и Иоанна, «начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк. 10:41). Действительно ли остальные ученики вознегодовали на Иакова и Иоанна потому, что сочли их поведение в принципе неприемлемым? Едва ли. Скорее всего, их негодование было обусловлено тем, что эти два ученика, которые везде и всегда умудрялись быть ближе ко своему Учителю, чем остальные, и в этот раз попросту опередили остальных. Эти десять учеников, выказав недовольство честолюбием Иакова и Иоанна, сделали явным для всех и своё собственное честолюбие, и свои собственные амбиции. Именно поэтому Иисус, подозвав их всех, сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:42-43).

В Царствии Божьем наше величие измеряется нашим служением другим людям, а не числом тех людей, которые служили нам. Наше величие в Царстве Божьем будет обусловлено не тем, что в этой жизни мы взобрались на самую высокую ступеньку социальной пирамиды, а тем, смогли ли мы сознательно опуститься на самую первую, самую низкую ступеньку ради других. Говоря иными словами, настоящий христианин должен думать не о том, какую пользу он может извлечь для себя из своего социального положения, а о том, какую пользу он может принести обществу или Церкви, находясь на том месте, куда он был поставлен Богом.

Если вы встречаете человека, который и по своему внешнему виду, и по своей речи и манере общаться с людьми преисполнен чувства собственной значимости, если всем своим видом он выказывает чувство превосходства над окружающими его людьми, то вы должны чётко понять одну вещь: у этого человека серьёзные проблемы со следованием за Христом и с уподоблением Ему. Если поступки человека свидетельствуют о том, что приоритетным мотивом всех его действий и поступков является стремление к лидерству, карьеризм и, как результат, достижение влиятельного положения в обществе любой ценой, то такой человек настолько же далёк от подлинного христианского мировоззрения и от ученичества во Христе, насколько земля далека от неба.

Быть учеником значит не что иное, как быть похожим на своего учителя. И в христианском контексте эта простая и очевидная мысль приобретает особую остроту: христианин должен делать всё, что в его силах, чтобы быть подобным Христу. Именно поэтому апостол Павел так и пишет: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Для христианина в его жизни принципиально неприемлемыми должны быть и то, что называется «работой локтями», и достижение цели (которая якобы оправдывает все средства) любой ценой, и использование своих талантов и способностей для того, чтобы выбраться на поверхность жизни, безжалостно топча и отталкивая других.

Очень часто в жизни случается с точностью до наоборот. Наиболее крепкие, стойкие и надёжные члены нашего общества оказываются внизу, в основании, в фундаменте нашего общественного организма, а всё слабое, беспомощное и легковесное – наверху.

Даже в этой жизни подлинно скромный и смиренный человек часто оказывает гораздо большее влияние на свою эпоху, чем те, кто у всех на виду, и кто занимает высокие административные должности. Например, можно вспомнить, что по историческим меркам не так давно, в XIX в., сотни и тысячи простых людей со всех концов нашей родной земли шли за советом не к высоким царским чиновникам и бюрократам, а к простым, смиренным и боголюбивым людям – к прп. Серафиму Саровскому, к Оптинским старцам и другим угодникам Божьим.

И завершить сегодняшнюю проповедь я бы хотел словами свт. Василия, епископа Кинешемского, который в своём во всех отношениях прекрасном толковании на Евангелие от Марка пишет замечательные слова: «Он [т. е. Христос], несомненно, мог бы быть царем мира. На это Его толкали, этого от Него ожидали. У Своих ног Он мог бы видеть раболепное, преклоняющееся человечество, мог бы окружить Себя блеском такой земной славы и власти, какой никто никогда еще не имел. Этим искушал Его сатана еще в начале Его земного пути… Но Он не захотел; Он добровольно оттолкнул от Себя этот заманчивый мираж земного величия и взял крест, «ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45)». И именно такого мироощущения, именно такой системы ценностных ориентиров и соответствующей им жизни ожидает от Своих подлинных учеников и последователей наш Господь и Спаситель Иисус Христос.

29 марта 2015 г.,

Неделя 5-я Великого поста,

прот. Андрей Шиманович

  

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.