Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице на Мф. 14:14-22

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Чудесное умножение хлебов, описанное в Мф. 14:14–22, – это событие, имевшее чрезвычайную значимость для авторов евангельских текстов. Подтверждением этого тезиса может стать тот факт, что умножение хлебов – это единственное чудо Спасителя, которое подробно описано во всех 4-х канонических евангелиях. Именно поэтому данное событие из жизни нашего Господа и Спасителя требует от нас особого внимания и вдумчивого осмысления.

Во-первых, для более глубокого проникновения в сокровенный смысл сегодняшней евангельской истории, нам нужно обратить внимание на тот контекст, в котором произошло это удивительное событие. Христос садиться на лодку со Своими учениками и плывёт в сторону восточного берега Галилейского озера в поисках тишины, покоя и уединения. Дело в том, что в этот момент Своей земной жизни Спаситель, судя по всему, испытывал тяжелые душевные муки и находился в подавленном состоянии из-за казни св. Иоанна Крестителя по приказу Ирода, о которой Господь узнал буквально накануне.

У каждого из нас бывают подобные моменты, когда мы совершенно не настроены на пребывание в многолюдной компании или на активное общение пусть даже с близкими людьми. У каждого из нас бывают минуты сосредоточенного самоуглубления и обретения внутренней тишины, когда у нас напрочь отсутствует желание впускать кого-то в своё личное пространство. И у нас есть все основания предполагать, что того же самого желал и Спаситель после получения вести о смерти Своего близкого друга и величайшего из пророков, когда-либо живших на земле.

Кроме того, Ирод чувствовал подобную угрозу со стороны Иисуса Христа (имевшего такой же, а то и более весомый нравственный авторитет в обществе), какую он чувствовал и со стороны Иоанна Крестителя. И он абсолютно без каких-либо колебаний мог поступить со Спасителем так же, как он поступил с Иоанном.

И в этом смысле Христос, кроме всего прочего, показывает нам пример удаления от ненужной опасности. Его время отдать Свою жизнь за грехи мира в тот момент ещё не настало, и если бы Он предусмотрительно не покинул опасную для его жизни территорию, где Ирод мог беспрепятственно взять Спасителя под стражу, это было бы верхом неблагоразумия и неосмотрительности.

И в связи с этим важно отметить, что мученичество, безусловно, является одним из высочайших подвигов, доступных для верующего во Христа человека. Три первые столетия существования Церкви вошли в историю именно как «эпоха мученичества» и явили миру множество выдающихся примеров подлинного самоотвержения, презрения себя и своей временной жизни ради Христа и жизни вечной. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что даже на заре своего существования, в ту великую эпоху, Церковь решительно отказывала в титуле «мученик» тому, кто своей бравадой, своим эпатажным и вызывающим поведением каким-либо образом спровоцировал собственную гибель. Говоря простым языком, христианин, имеющий справедливое и вполне понятное стремление твёрдо стоять в истине, в то же время совершенно не обязан «лезть на рожон», провоцировать агрессию в свой адрес заведомо недоброжелательно настроенных к себе людей, тем самым необдуманно подвергая себя смертельной опасности и занижая значимость великого и бесценного дара Божьего – человеческой жизни.

Однако, когда Христос приплыл к берегу озера в поисках долгожданного уединения и покоя, Он его не нашёл. Его вновь ждало там огромное количество людей. Какими же мотивами преимущественно руководствовались эти люди в своём стремлении увидеть Иисуса? Ответ на этот вопрос мы находим в описании данного чуда, изложенном евангелистом Иоанном: «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными» (Ин. 6:2). Говоря иными словами, люди, как правило, были движимы вполне эгоистическими и потребительскими мотивами. Они видели в лице Иисуса из Назарета лишь великого чудотворца и источник решения своих проблем, но отнюдь не Рупор воли Божьей и не Того, Кто возвещал им великие духовные истины о вечном Царстве Божьем. Но, несмотря на весьма приземлённую мотивацию пришедших ко Христу людей, Он никого не обделил Своим вниманием и, как всегда, явил в Своём лице всем присутствующим безграничную Божью щедрость и любовь.

Во-вторых, в описании этого чуда евангелистом Марком сказано, что Христос «сжалился» над пришедшими к Нему людьми. Т. е. мы в очередной раз убеждаемся, что милосердие и сострадание к людям, чуткость к любым их потребностям и открытость к любым их просьбам, пусть даже самым повседневным и банальным, были неотъемлемыми составляющими Его характера. В этот момент Спаситель как никогда прежде имел полное право на элементарный эмоциональный и физический отдых, но Он не отмахивается и не увиливает от пришедших к Нему людей, не возмущается, не говорит, что они Ему мешают или попросту наскучили, не оправдывается тем, что Он занят более важными делами. Он без каких-либо колебаний превозмогает Своё скорбное душевное состояние и Своё стремление к уединению, и вновь отдаёт всего Себя на служение людям, показывая всем нам пример и эталон подлинного пастырства, «потому что они, – по свидетельству евангелиста Марка, – были как овцы, не имеющие пастыря» (Мк. 6:34).

Само по себе сотворённое Христом чудо насыщения пяти тысяч человек не имеет сколь-нибудь рационального и «естественного» объяснения, несмотря на многократные попытки в течение христианской истории каким-либо образом «демифологизировать» и рационализировать это великое событие. С другой стороны, это действие Христа не было и просто лишь впечатляющим магическим шоу, таким себе бессмысленным волшебством, призванным ошеломить собравшийся народ необъяснимым и эффектным зрелищем. Как пишет один из современных толкователей Нового Завета, «это не было магией (с нашей или тогдашней точки зрения), Иисус не манипулировал в собственных интересах естественным порядком вещей. То была власть полного послушания, жизни, отданной Царству Божьему, суверенному и спасительному правлению Бога – эта сила прорвалась наконец в мир, давно стенавший под вражеской пятой».

Однако не может не возникнуть и следующий вопрос: если Господь – Всеблагой и Всемогущий, если Он смог насытить такое огромное количество людей таким изначально скудным количество пищи, то почему Он не может сегодня покончить с тем ужасающим голодом, от которого в эти дни, и в эти минуты страдает огромное количество представителей рода человеческого? Если Бог накормил голодных в тот раз, почему Он не делает этого снова и снова?

Ответ прост. Для этого вспомним, на первый взгляд, незначительные, но на самом деле очень важные слова Христа, сказанные Им ученикам перед совершением этого великого чуда: «Вы дайте им есть» (Мф. 14:16, Мк. 6:37, Лк. 9:13). И именно эти же слова мы вправе адресовать всем тем, кто сегодня называет себя учениками Христа, и кто вопрошает о тех способах, с помощью которых можно хоть в какой-то мере решить проблему голода, от которого страдает в наши дни огромное количество людей: «Вы дайте им есть», – ибо Бог действует в мире не с помощью мановения волшебной палочки, а руками Своих верных учеников и последователей, которые призваны стать проводниками высшей Божьей воли и законов Царства Божьего в нашем полном страданий мире.

И ещё один момент, на который мы просто не имеем права не обратить внимание. В конце сегодняшнего евангельского отрывка есть указание на то, что после насыщения пяти тысяч людей ученики Спасителя собрали 12 корзин остатков. О чём нам говорит эта, на первый взгляд, несколько второстепенная информация?

Преподанный нам урок заключается в том, что Всевышний Бог, и никто другой, безусловно, является непосредственным Создателем, Подателем и Освятителем всех ниспосылаемых нам свыше благ, даже если в раздаянии этих благ Он действует руками Своих учеников. Однако безграничные и бездонные Божьи щедроты и благословения не должны наталкивать нас на мысль о допустимости в этом случае расточительности и отсутствия бережливости. Остатки описываемой в сегодняшнем чтении трапезы не были небрежно разбросаны сытыми и довольными людьми по берегам Галилейского озера, но были аккуратно и бережно собраны учениками Спасителя. И этот факт, конечно же, призван заострить наше внимание на том, что даже проявления невиданной Божьей щедрости, граничащие с чудом, всё-таки подразумевают благодарное, взвешенное, сдержанное и мудрое восприятие проявленной к нам безграничной любви и заботы нашего Небесного Отца.

 

26 июля 2015 г.,

Неделя 8–я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.