Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня Православная Церковь вспоминает Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания и крестную смерть ради спасения каждого из нас (см. Ин. 12:1-12). Без преувеличения можно сказать, что сегодняшний день – это наивысшая точка славы и общественного признания, до которых поднялась жизнь Христа Спасителя. Однако при этом важно помнить, что данное событие произошло только лишь для того, чтобы уже через несколько дней земная жизнь Иисуса закончилась кровавой развязкой.

И сегодня наша с вами задача заключается в том, чтобы, конечно же, осмыслить степень важности и значимости этого события в истории Спасения. Но кроме этого мы, безусловно, призваны и к тому, чтобы неким образом актуализировать этот евангельский рассказ, т. е. приблизить его к современности и разъяснить самим себе, почему он так важен для нас в контексте окружающих нас событий и явлений.

Каждый из нас прекрасно знает слова, которые много столетий назад сказал Юлий Цезарь после пересечения пограничной реки Рубикон на севере Апеннинского полуострова: «Жребий брошен! (Alea iacta est!)». И в течение вот уже многих веков эти слова люди вспоминают и произносят тогда, когда нужно подчеркнуть, что кто-либо прошёл т. н. точку невозврата, совершил бесповоротный шаг и тем самым отрезал все пути к отступлению. Примерно то же самое произошло в этот день и с Иисусом из Назарета, когда Он добровольно вошёл в Иерусалим, прекрасно понимая при этом, что Его земная жизнь близится к завершению, и что Своим въездом в святой город Он сжигает все мосты и лишает Себя любой потенциальной возможности к отступлению.

Для начала отметим, что Христос входит в Иерусалим не на лошади, как это делали воины и цари, одержавшие выдающуюся военно-политическую победу, а именно на осле. И делает Он это для того, чтобы показать всем людям, что Он приходит в святой город не во гневе, не для того, чтобы воевать и мстить, но чтобы в кротости и смирении совершить спасение рода человеческого через Свою Голгофскую Жертву. Отметим для себя этот факт: земные цари разъезжали на породистых, дорогостоящих скакунах, в то время как Царь Небесный, Повелитель всех Небесных воинств, Творец неба и земли въезжает в Иерусалим на осле.

Интерпретировать именно этот аспект сегодняшнего события можно по-разному и на нескольких уровнях. И кроме всего прочего, это действие демонстрирует нам абсолютную непритязательность и элементарную человеческую скромность Иисуса из Назарета. Для того, чтобы сделать эту сцену более наглядной и понятной для нас, адаптируем её к нашей современной жизни, смодулируем ситуацию и представим себе, что перед каким-нибудь большим праздником (а Христос въехал в Иерусалим накануне великого иудейского праздника Песах) президент, или премьер-министр, или губернатор въезжает в бурлящую, ликующую и ожидающую его явления столицу не на шикарной иномарке представительского класса, а, например, на стареньком ВАЗ-2106 или на «Ниве». Это весьма трудно представить, правда? Но таков наш Спаситель, и таково Его неизречение смирение, а значит такими должны быть и мы, если мы действительно следуем по Его стопам. И именно подобную сцену удостоились созерцать жители Иерусалима две тысячи лет назад.

Как мы видим из сегодняшнего Евангельского отрывка, при входе Спасителя в Иерусалим народ ликовал, но Сам Христос – грустил, скорбел и даже плакал (см. Лк. 19:41). Возникает вопрос: неужели Спаситель проявил малодушие и испытал страх перед Своим ближайшим будущим? Отнюдь. Истинная причина подобного душевного состояния (как и всех иных деяний Спасителя) кроется в любви, сострадании и переживании за участь людей, в данном случае – за иерусалимских жителей. Ибо Христос оплакивал их неверие и нежелание постичь великий Божий замысел о спасении рода человеческого. Именно поэтому Христос, в соответствии с описанием данного события евангелистом Лукой, произнёс горестные и исполненные внутренней душевной боли слова: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42-44).

И теперь давайте подумаем: разве не случается с каждым из нас так, что изначально непонятное и, казалось бы, бессмысленное событие в нашей жизни, со временем начинает обретать для нас немалый смысл и свидетельствовать само о себе, что оно исходило непосредственно от Бога? Ведь Бог может обратиться к каждому из нас через любые, даже казалось бы самые неприглядные и неподходящие для этой функции обстоятельства. Карл Барт в своей знаменитой «Церковной догматике» утверждает, что «Бог может говорить через русский коммунизм, через концерт для флейты, через цветущий куст или через мёртвую собаку, и мы поступим правильно, слушая Его, если Он действительно делает это». Но о чём говорят нам эти, на первый взгляд, казалось бы, малопонятные и даже абсурдные слова одного из величайших богословов ХХ в.? О том, что, например, через попущенный Всевышним коммунистический переворот и дальнейший террор Бог может стучаться в наши сердца и напоминать о пагубности атеистического мировоззрения как такового. Через услышанный нами концерт для флейты Бог может натолкнуть нас на глубокие размышления о существующей в мире гармонии и о том, как Он наделяет композиторскими и иными талантами многих представителей человечества. Через рассматривание цветущего куста, созданного Богом, мы можем вспомнить о том, что «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Мёртвая же собака, случайно увиденная нами, вполне может напомнить нам о смертности, господствующей над всем живым после грехопадения прародителей и т. д. Именно поэтому всё, что случается в нашей жизни, может быть моментом Божьего посещения, который мы не имеем права упустить и не узнать, как это произошло с печально известными жителями Иерусалима І в.

Принципиальная важность и даже эпохальность разворачивающихся событий ускользала от мысленного взора иерусалимлян. Центральное, ключевое сакральное место для всего богоизбранного народа – святой город Иерусалим, – в окончательном итоге стал местом не торжества, не ликования, не местом утверждения правды Божьей, а местом величайшего злодеяния в истории человечества – жестокого убийства Единородного Сына Божьего, которое, как мы знаем, произошло меньше, чем через неделю после Входа Христа в Иерусалим.

И этот факт имеет для нас немалое назидательное значение. Вход Господень в Иерусалим – это ежегодное напоминание всем нам о непостоянстве и изменчивости любых человеческих мыслей, мнений и суждений. Ведь не какие-то иные, а именно те самые жители Иерусалима, которые так торжественно встречали Христа как Царя (см. Ин. 12:13), радостно восклицая при этом: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9), именно эти же люди уже через несколько дней с иррациональной, нечеловеческой ненавистью, в состоянии духовного ослепления кричали Понтию Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21).

Свт. Василий Кинешемский в своём замечательном «Толковании на Евангелие от Марка» так осмысляет данный аспект сегодняшнего события, красочно рисуя его перед нашим мысленным взором: «Какая, в самом деле, резкая перемена! Вот они, эти люди, готовые, кажется, жизнь отдать за своего возлюбленного Пророка… Их голоса охрипли от криков ликования, глаза горят восторгом, тысячи пальмовых ветвей колышутся в их руках, поднимаясь и опускаясь, точно лес в бурю, цветные одежды развеваются в воздухе яркими пятнами… Это страстная, возбуждённая восточная толпа нашла своего героя!.. Несколько дней спустя картина резко меняется: те же лица, но озлобленные; глаза, горящие ненавистью; тысячи рук со сжатыми кулаками, с угрозой поднятые кверху; проклятья и богохульства на устах… А перед ними всё Тот же спокойный, великий в Своей кротости Спаситель, в сердце Которого и их восторг, и их ненависть встречают только скорбь и сострадание».

Именно поэтому мы не должны привязываться к изменчивому общественному мнению и, буквально, зацикливаться на мысли о том, что же окружающие люди думают о нас, как они оценивают наш внешний вид, какими в их очах представляются наши действия и поступки, насколько приемлемым и адекватным является для них наше мировоззрение и наши религиозные убеждения и т. д. Главное – то, что думает о нас Господь Бог. И важна для нас должна быть «похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:29). Ибо именно Он является Источником и Подателем нашей жизни и всего, что её наполняет, и именно Его оценка того, как мы распорядились этим Его даром, нашей жизнью, должна действительно беспокоить тех, кто считает себя Его чадами. И именно поэтому апостол Павел призывает каждого из нас не спешить с выводами о нравственном достоинстве друг друга следующими словами: «Не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

Исходя из этого, всем нам важно запомнить, что мы никогда не должны даже пытаться сравнивать себя с окружающими нас людьми. Ибо если мы увидим, что мы хоть в чём-то превосходим их в нравственном отношении – то это может поставить нас на скользкий путь, ведущий к гордыне и тщеславию; если же мы увидим, что мы гораздо хуже окружающих нас людей – то это может ввергнуть нас в уныние и отчаяние. Именно поэтому главный нравственный критерий и эталон для нас – это морально-этическое учение Христа и пример Его жизни, зафиксированный на страницах Евангелия, по которому мы будем судимы Богом, и в соответствии с которым мы и призваны строить свою повседневную жизнь.

Итак, мы выяснили, что Христос скорбел до слёз о неверии жителей Иерусалима. Почему это важно для нас? Дело в том, что весьма часто многие современные христиане также чрезмерно скорбят о том, что им, несмотря на все их усилия, никак не удаётся привести к вере и приобщить к церковной жизни своих самых близких родственников. Но стоит ли этому удивляться, если даже Сам Господь Иисус Христос, плоть от плоти израильского народа, плакал и переживал глубокую душевную скорбь, сознавая тот очевидный факт, что Его проповедь всё-таки оставила абсолютно равнодушными огромное количество представителей Его собственного народа?

Если нам не удаётся убедить наших ближайших родственников в истинности именно христианского мировоззрения, то не стоит отчаиваться. Гораздо важнее усвоить универсальную педагогическую истину: лучший воспитательный приём – личный пример и, соответственно, лучшая форма частного, повседневного миссионерства в рамках собственной семьи – это личный пример достойной жизни и повседневное поддержание высоких нравственных стандартов, которые, как ничто иное, смогут заставить наших родных заинтересоваться и полюбопытствовать о том, что же стало причиной такого нравственного преобразования, произошедшего с их близким человеком. Логические аргументы, доводы разума ещё никого не сделали по-настоящему верующим. Все преподаватели научного атеизма прекрасно знали, например, семь классических доказательств бытия Божьего, однако это знание не сделало их верующими людьми. Как писал в своих нашумевших «Дневниках» выдающийся историк церкви, православный богослов и мыслитель ХХ в. прот. Александр Шмеман, «люди убеждаются не доводами. Они «загораются» или нет».

Поэтому, дорогие друзья, давайте не возлагать на себя слишком много и не ставить перед собой недостижимых целей. Ибо коренное изменение чьего-либо мировоззрения – это то, что едва ли находится в нашей власти, и это то, на что мы едва ли сможем повлиять с помощью каких-либо приёмов и методик. Но при этом, нам также не стоит забывать и о том, что, как сказано в Евангелии от Луки, «невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18:27).

 

24 апреля 2016 г.,

Вход Господень в Иерусалим,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.