Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице на Мф. 6:22-33

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Только что мы с вами прослушали отрывок из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (Мф. 6:22-33), в котором в красивых образных выражениях евангелист Матфей изложил учение нашего Спасителя о том, каким должно быть правильное отношение христианина к своим повседневным житейским нуждам и о том, какая шкала приоритетов, какая иерархия ценностей должна стать основой подлинного христианского мировоззрения.

Не будет преувеличением сказать, что каждый без исключения стих этого евангельского отрывка – это шедевр, жемчужина, содержащая в себе глубину Божественной мудрости. И сейчас мы с вами остановимся подробнее на некоторых из тех мыслей, на которые Церковь Христова обращает наше с вами внимание в этот воскресный день.

Итак, Спаситель говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Мф. 6:22-33). О чём здесь сказано? Око – это орган, с помощью которого мы познаём окружающий нас мир. Если стекло чистое и прозрачное, то солнечный свет беспрепятственно проникает в комнату и освещает её. Если же стекло грязное, то даже в солнечный день свет с трудом будет проникать в помещение.

Точно так же и наше восприятие окружающих явлений зависит от чистоты и незамутнённости нашего взора. Ведь очень часто гораздо более важными для нас являются не столько происходящие события сами по себе, сколько то, как мы их воспринимаем.

Например, если человек исполнен дружелюбия, искренности, благожелательства, то на любое случающееся в его жизни событие он посмотрит своим чистым взором, и в результате, каким бы неприятным оно не было само по себе, это событие нисколько не смутит человека. И наоборот. Если изначально человек смотрит на все явления, события и окружающих его людей с подозрительностью, недоверием и скепсисом, во всём a priori видит коварство и злой умысел против себя, одним словом, если его око нечисто, то и его взгляд на мир будет крайне субъективным, искажённым и весьма болезненным, что, в свою очередь, станет непреодолимым препятствием на пути стяжания и созидания Царства Божьего в своей душе.

Кроме этого Христос также говорит Своим ученикам: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Христос приводит нам в пример птиц, в естество которых Богом не заложено стремление заботиться о своем далёком будущем. Однако, было бы верхом неблагоразумия понимать эти слова Спасителя буквально и уподобляться бессловесным животным, впадая в крайнюю и ничем не оправданную беспечность. Безусловно, в отличие от птиц и иных животных, человек – это существо разумное и этот факт накладывает на нас особую ответственность. Но своим поведением птицы всё же невольно безмолвно напоминают нам одну простую истину: ни один человек, добросовестно реализовывающий своё призвание и усердно исполняющий свой долг на том месте, куда он был поставлен Богом, никогда не дойдёт до нищеты и не умрёт с голода.

Свт. Филарет (Дроздов) объясняет эту великую евангельскую истину несколько витиеватыми, но очень глубокими словами: «Если вы думаете, что надобно прежде обеспечить себя в делах земных и мирских и потом уже пещись (т. е. заботиться) о небесном; если какое-нибудь занятие наукою, искусством, художеством, промыслом, исканием выгод, блеска и приятностей жизни сделалось у вас первенствующей мыслью, господствующим желанием, вашим делом по превосходству, а дело благочестия остаётся у вас только поделием, делом досуга от мирских занятий, то вы превратили (т. е. извратили) порядок, предписанный словом Господним».

Далее из уст Спасителя звучат следующие слова: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29). Цветы, радуя наш глаз великолепной цветовой гаммой и совершенством форм, приобретают всё это без малейших усилий со своей стороны («ни трудятся, ни прядут»). И если истинным Источником всего этого является Бог, Небесный Отец всех верующих, то почему мы должны сомневаться, что человек – венец всего творения и носитель бессмертной души, каждая из которых ценнее всего мира (см. Мф. 16:26) – обязательно станет объектом Его милости, заботы и попечения? Именно поэтому совершенно справедливым является наблюдение царя Давида, который говорит: «Я был молод, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).

Словами из рассматриваемого нами евангельского отрывка Христос учит нас наслаждаться сегодняшним днём. Верующий человек не должен жить в постоянном ожидании чего-то. Крайне необходимо научиться ценить каждую минуту, каждое мгновение, здесь и сейчас. Заметьте, многие из нас живут в постоянном неудовлетворении. Нам никогда не бывает хорошо. Обратите внимание, как только пригрело летнее солнце и наступила жара, от многих людей сразу же можно услышать фразу: «Эта жара просто невыносима! Проще было бы потерпеть холод!». Как только приходит зима, мы слышим противоположные реплики: «О, Боже! Какой холод! Скорее бы лето!». Кто-то жалуется на огромное количество работы, на чрезвычайную загруженность. Но стоит такому человеку пойти в отпуск, и он, вместо того чтобы наслаждаться предоставленным отдыхом, начинает чувствовать определённый дискомфорт от своей невостребованности, и ждать новых трудовых заданий и свершений.

Поэтому подлинная вера – это радостное и благодарное принятие от Бога всего того, что Он даёт нам сегодня, о чём бы ни шла речь. Ощущаем ли мы сегодня пасхальную радость или же чувствуем себя, как на Голгофе под тяжестью крестоношения, кажущегося нестерпимым, – всё это мы должны воспринимать как непосредственно ниспосылаемое нам десницей Божьей. Это непростой навык, стяжать который нужно годами и десятилетиями, но если мы считаем себя верующими людьми, то мы должны понять, что без этого великого навыка христианства попросту не существует.

Заканчивается сегодняшнее евангельское чтение следующим призывом Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33).

Здесь важно отметить то, что в христианской среде всегда находились люди сектантского мышления, люди, склонные к радикальным взглядам, которые чересчур буквально воспринимали этот призыв. Такие люди оставляли свои семьи, прекращали всяческую социальную активность, удалялись от общества и не занимались практически ничем, кроме как ожидали скорого конца света, озлобляясь на всех тех, кто не разделял их апокалиптической истерики.

Все это, к сожалению, нередко происходит и в наши дни. Стоит лишь вспомнить о т. н. «пензенских затворниках», сотрясших информационное пространство несколько лет назад, и о многих других псевдоцерковных организациях, которые (часто впечатлённые «пророчествами» каких-либо младостарцев и лжедуховников) оставляют без необходимого попечения свои семьи, думая исключительно о спасении своей души, и только лишь об этом.

Все мы помним крылатое выражение, которое было широко распространено во времена СССР: «Кто не работает – тот не ест». Но далеко не все знают, что на самом деле эта фраза принадлежит никому иному, как апостолу Павлу, который в одном из своих посланий основанной им общине г. Фессалоники писал: «Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс. 3:10), а своего самого верного ученика и духовного сына Тимофея тот же апостол Павел наставлял: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Однако здесь нужно сделать акцент на том, что Спаситель не сказал: «Ищите только лишь Царства Божия и больше ничего», но Он подчеркнул, что Божье Царство должно быть взыскуемо нами «прежде» всего остального, то есть в первую очередь, а уже после этого первоочередного пункта, на 2-м, 3-м, 10-м и 18-м местах в нашей системе ценностей вполне могут находиться повседневные земные нужды, иначе бы Господь не призвал нас просить у Бога хлеба на каждый день (см. Мф. 6:11). Византийский богослов и толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен, живший в XII в., так и пишет: «Если то, что необходимо для тела, Он даёт, даже если мы не просим, то зачем Он повелел нам молиться о насущном хлебе? Конечно для того, чтобы посредством такой молитвы признавали, что питает нас Он, а не наша забота. И чтобы, признавая это, мы посредством благодарности становились к Нему ближе».

Говоря иными словами, Христос отнюдь не запрещает нам предпринимать какие-либо действия, направленные на поддержание нашей жизнедеятельности, на созидание нашего благополучия или стабильности в наших семьях. Иначе мы, под благовидным предлогом в виде спасения своей души впали бы в банальную праздность и превратились бы в асоциальных трутней и тунеядцев, являющихся обузой для наших ближних. И было бы дико подумать, что Христос ожидает от нас чего-то подобного. На самом деле Спаситель запрещает нам иметь дух чрезмерной озабоченности мирскими вещами. В этом известном евангельском отрывке Он четыре раза настойчиво повторяет Своим ученикам: «Не заботьтесь», т. е. не тревожьтесь чрезмерно – о своей жизни, о пище, об одежде, о завтрашнем дне. Ибо, во-первых, всё это не в вашей власти, и если вы люди верующие, то на более серьёзном уровне вы должны прийти к пониманию того, что подлинным Источником всего этого является ваш Небесный Отец, а, во-вторых, потому что вы – не просто одни из представителей животного мира, а дети Божьи, искуплённые на Голгофе Кровью Иисуса Христа, и поэтому ваше призвание несоизмеримо выше всего вышеперечисленного. Как пишет один из современных толкователей Евангелия от Матфея, «разумное попечение о будущем – это правильно, но мучительные мысли, угнетённое состояние и чувство безысходности не должны обладать нами».

И, суммируя всё вышесказанное, я бы хотел привести цитату из проповеди свт. Николая Сербского, который, размышляя о сегодняшнем евангельском чтении, писал следующие слова: «Не ищите нитки у Того, Кто может дать вам царское облачение; и не ищите нищенских крошек со стола Того, Кто желает посадить вас за Свою царскую трапезу. Он есть Царь, а вы – сыны Его. Ищите того, что подобает царским детям, того, что вы некогда имели, но утратили из-за греха. Ищите сокровищ, коих моль и ржа не истребляют, и воры не крадут. И если вы удостоитесь стяжать величайшее, несомненно, и наименьшее приложится вам. … Да вразумит Он вас, дабы вы были подобны царским сынам, кои потеряли царство, но не думают и не заботятся ни о чем ином, кроме возвращения в царство своё».

21 июня 2015 г.,

Неделя 3-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.