Проповедь в день памяти святого пророка Ильи

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, в день памяти святого Пророка Божьего Ильи, всем нам было бы полезно обратиться к тем текстам Священного Писания, которые описывают жизнь и служение этого выдающегося ветхозаветного праведника.

В отличие от других великих ветхозаветных пророков Божьих – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила – пророк Илья, безусловно, почитаемый наравне со всеми вышеперечисленными Божьими людьми, не оставил после себя никаких письменных текстов и свидетельств. Мы не имеем в нашем распоряжении никакой «Книги пророка Ильи». Однако этот факт не должен нас смущать, ибо многие праведники Божьи (например, св. Иоанн Креститель), да и Сам Воплощённый Бог, Господь Иисус Христос, не написали за свою жизнь ни единой строчки.

И тот факт, что пророк Илья, относящийся к этой группе вышеперечисленных ветхозаветных праведников, не оставил после себя никаких письменных текстов, особым образом свидетельствует об уникальности этой личности. Если человек оставил после себя ценнейший артефакт (литературный, художественный, поэтический или какой-либо другой), пополнивший сокровищницу общечеловеческих достояний, и благодаря этому вошёл в историю, то это вполне понятно. Но если человек попросту прожил свою жизнь так, что немеркнущий след от этой земной жизни стал подлинным духовным светочем для многих поколений людей и навсегда запечатлелся в общечеловеческой памяти, то это говорит о том, что к воспоминанию и осмыслению этой жизни люди должны вновь и вновь обращать свои мысленные взоры, что и делает Святая Православная Церковь каждый год в этот знаменательный день.

Пророк Илья сотворил множество чудес за свою жизнь, что стало очевидным знамением его особой, исключительной богоизбранности. На три года своей молитвой он заключил небо, и Бог не посылал на землю дождя. И в это скорбное время Господь, опять таки, чудесным образом поддерживал жизнь Своего великого служителя с помощью воронов, которые дважды в день приносили Илье в его уединённое жилище мясо и хлеб (см. 3 Цар. 17:6). По прошествии некоторого времени его же молитвами Господь ниспослал долгожданный дождь на землю. Именно пророк Илья своими богоугодными молитвами накормил нищенствующую вдову из Сарепты Сидонской, и именно по его молитвам впоследствии Господь воскресил из мёртвых её усопшего сына.

Однако сегодня мне бы хотелось остановиться не столько на описании великих чудес пророка Ильи, сколько на двух, на первый взгляд, малозначимых эпизодах из его жизни, которые, тем не менее, имеют весьма немалую назидательную пользу для каждого из нас сегодня.

В один день пророк Исайя почувствовал, что он – единственный праведник среди своих современников, что именно он – последний достойный поклонник Бога Израиля, и в своей молитве он воззвал ко Творцу следующими словами: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).

Ценность этого библейского стиха для нас сегодня заключается в том, что и в наши дни, в современной церковной жизни, тоже нередко можно встретить людей, или даже целые обособленные группы, которые искренне верят, что именно они являются последним «духоносным остатком» в нынешний период якобы «всеобщего отступления», что именно они – истинно православные и по-настоящему духовные на фоне всепоглощающей бездуховности. В то же время, эти люди без всякого зазрения совести осуждают всех, кто с ними не согласен, за якобы бездуховность, обновленчество, модернизм и обмирщение.

И воспоминание этого важного эпизода из жизни пророка Ильи должно иметь для таких горделиво настроенных людей отрезвляющий эффект «холодного душа». Пророк Илья искренне верил, что он – единственный оставшийся праведник, последний истинный поклонник Единого Истинного Бога. Но горький урок, преподнесённый ему Всевышним, заключался в том, что Тот Самый Господь Бог буквально оглушил его абсолютно неожиданной новостью о наличии неведомых пророку Илье целых семи тысяч не менее праведных и благочестивых людей, чем он сам, которые проявили не меньшую стойкость, принципиальность и бескомпромиссность, чем великий Божий пророк: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись перед Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18).

Поэтому тем православным, кто сегодня нагнетает истерию по поводу якобы всеобщего оскудения веры, праведности и благочестия в церковной середе, нужно понять, что их мысли совершенно необязательно отражают реальную картину, и их мнение по поводу праведности их современников совершенно необязательно совпадают с мнением Господа Бога, и что, возможно, именно к ним мы имеем полное право адресовать сегодня слова Божии из Книги пророка Исайи: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8).

И ещё один момент на который нам следовало бы обратить внимание заключается в следующем. Современник пророка Ильи, нечестивый Самарийский царь Охозия, который сильно занемог после падения в своей горнице, обратился за помощью к кому угодно, но только не к Господу Богу. И в этом была его роковая и трагическая ошибка, ибо он «послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» (4 Цар. 1:2).

Сразу же после этого ангел Господень является пророку Илье – великому ревнителю поклонения Единому Истинному Богу – и говорит ему: «Встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с неё, но умрешь» (4 Цар. 1:3-4).

В наши дни также немало людей, которые, столкнувшись с неприятными или даже трагическими обстоятельствами в своей жизни, подобно царю Охозии, не спешат обращаться от всего сердца и от всей души напрямую к Богу, своими словами прося Его о даровании милости, прощения, исцеления и благословения. Многие люди обращаются к кому угодно – к бабкам и экстрасенсам, целителям и «белым магам», – но только не ко Всевышнему. В лучшем случае, такие люди приходят в храм Божий уже после того, как все вышеперечисленные «методы» не принесли ожидаемого результата.

И в связи с этим, обратив внимание на слова ангела, обращённые к пророку Илье: «Разве нет Бога в Израиле?», мы вполне можем несколько перефразировать и адаптировать эти слова к нашей современной действительности и спросить таких людей: «Разве нет Бога в Украине? Разве вера во Христа больше не является основной духовной доминантой нашего общества?». И если мы отвечаем утвердительно на эти вопросы, то наше общество постигло настоящее горе, гораздо большее, чем всё то, что сегодня происходит в нашей стране. Если же каждый из нас всё-таки признаёт владычество Бога над своей жизнью, то и действовать в критических ситуациях мы должны соответственно, а не уподобляться печально известному царю Охозии и взывать к чуждым христианину силам и их служителям, тем самым, пренебрегая Милующим и Всемогущим Богом, ждущим нашего к Нему обращения.

Через другого Своего верного пророка – Иеремию, Господь обращается к каждому из нас со следующими словами: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер. 33:3). И вот об этом всем нам нужно сегодня особо помнить. Наша главная надежда – не в связях с влиятельными и высокопоставленными представителями мира сего, не в нашей кажущейся незыблемой финансовой или социальной стабильности, которая завтра может испариться, как утренняя роса, и не в многочисленных шарлатанах, которыми буквально наводнена наша родная земля. Мы – христианский народ, и наша главная надежда – в Боге. И дай Бог, чтобы каждый из нас смог от всей души, с абсолютной искренностью и полной уверенностью повторить про самого себя великие и всем известные слова царя Давида о том, что никто иной, а именно «Господь – Пастырь мой» (Пс. 22:1).


2 августа 2015 г.,

День памяти св. пророка Ильи,

прот. Андрей Шиманович


Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.