Проповедь в Неделю о Страшном Суде

Фра Беато Анджелико, "Страшный Суд" (Триптих. Фрагмент. 1450 г.)
Фра Беато Анджелико, "Страшный Суд" (Триптих. Фрагмент. 1450 г.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня – Сретение Господне, день, когда Церковь вспоминает, как Богомладенец Христос был принесён в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

И сегодня же последнее подготовительное воскресенье перед началом Великого поста, которое называется Неделей о Страшном Суде. И поэтому мне хотелось бы сегодня обратить внимание именно на этот аспект сегодняшнего дня, и ещё раз вместе с вами поразмышлять над тем, как произойдёт это величайшее событие в человеческой истории, и каким должно быть правильное отношение христианина в великому Божьему Суду.

Во-первых, хотелось бы обратить внимание на само название, которое уже много веков прочно вошло в обиход и стало фразеологизмом: «Страшный Суд». На самом деле, это название возникло достаточно поздно. В Священном Писании день окончательного Божьего Суда назван иначе – «днём Господним»: «Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян. 2:20). Апостол Пётр в своём Втором Соборном Послании также пишет: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). То же самое сказано и в одном из посланий апостола Павла (см. 1 Фесс. 5:2).

Но возникает вопрос: почему же с течением времени этот великий День Господень стал называться именно Страшным Судом? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, кроется в постепенном ослаблении нравственной дисциплины в христианской среде. В апостольских текстах, которые мы находим в составе Нового Завета, и в творениях отцов Церкви первых веков мы видим, что первые христиане с радостью говорят о Втором Пришествии Христовом. Ибо их жизнь была примером духовной чистоты и эталоном святости на все века, а их совесть была свободна от каких-либо угрызений. Именно поэтому День Божьего Суда они ждали с чувством внутреннего духовного ликования и с абсолютной убеждённостью, что ничего страшного им не грозит.

С течением же времени, а именно когда высокая нравственная планка первых веков христианства начала постепенно снижаться, грядущий Суд Божий в сознании многих людей начал ассоциироваться с чем-то неприятным и даже страшным, и это название постепенно так и вошло в повседневный обиход.

Но здесь важно отметить, что чувство страха – это не совсем христианское чувство. Например, когда мы говорим «страх Божий», то под этим страхом не стоит понимать животный трепет перед Богом как перед каким-то неумолимым тираном, деспотом и диктатором. Страхом Божьим в христианском смысле можно назвать сыновнее опасение оскорбить милосердного и любящего Отца, Который по Своей любви к тебе сделал всё, что ты был благополучен, благословен и счастлив. И в подтверждение этой мысли я приведу вам слова святого апостола Иоанна Богослова, который в своём Первом Соборном Послании пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18).

Страшный Суд – это не юридический процесс, а это скорее выявление того, насколько человеку удалось (или не удалось) воплотить в своей жизни Божий замысел о человеке; это скорее не столько процесс внешнего определения Богом того места, где душа того или иного человека будет коротать вечность, а это есть процесс выявления того духовного плода, который человек принёс к концу своей земной жизни, или же наоборот, этот последний Суд Божий может выявить, что тот или иной человек, не дай Бог конечно, несмотря на все свои усилия и на свою кажущуюся религиозность в результате оказался той евангельской бесплодной смоковницей, незавидная участь которой описана в Мф. 21:18–19.

Также в этот день нам с вами обязательно следует обратить внимание на следующий весьма интересный нюанс. В древнегреческом языке, являющемся одним из основных языков Вселенской Православной Церкви, слово «суд» звучит как κρίσις [кризис]. А это значит, что любой кризис, любое острое осложнение ситуации в жизни либо отдельного человека, либо общества в целом – это, по сути, уже совершающийся суд Божий, который происходит уже в этой жизни, ещё задолго до Второго Пришествия Христова и последнего, как мы его называем, Страшного Суда.

Если кризис случается в личной жизни человека, то это значит, что через эти сложности Бог уже даёт понять, что, возможно, какие-либо ошибки человека в этой сфере уже являются предметом Его суда. Если кризис охватывает всё общество, то это значит, что по каким-то, возможно, неведомым нам причинам Бог судит членов этого общества, и через этот суд приводит к вразумлению и покаянию, а впоследствии – к консолидации и невиданному доселе единству. И вполне возможно, что для того, чтобы достичь этого благого результата Богу приходится ожесточать чьё-то сердце так, как Он ожесточил сердце египетского фараона (см. Исх. 9:12, 10:20, 11:10, 14:8), который не желал даровать свободу израильскому народу и открыто издевался над народом Божьим, но в результате стал лишь слепым орудием в руках Божьих и Его невольным соработником, ускорившим процесс обретения свободы представителями богоизбранного народа.

И в сегодняшний день хочется пожелать каждому из нас следующего: дай Бог, чтобы мы с вами жили так, чтобы для нас окончательный Божий Суд, который должен совершиться в конце мировой истории, был не страшным, а желаемым и долгожданным окончательным утверждением Божьей правды, чтобы каждый из нас смог смело воскликнуть словами псалмопевца и царя Давида: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой» (Пс. 34:24). Дай Бог, чтобы этот Суд стал насыщением и напоением правдой для тех, кто так этого жаждал, и окончательным исполнением известного обетования Спасителя из Мф. 5:6, где сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». И дай Бог, чтобы этот Суд был поистине страшным для тех, чья жизнь была построена на несправедливости и обмане, на ненависти и агрессии, на лжи, притворстве и фальши. А для настоящих христиан, которые жаждали справедливости и при этом жили в мире с Богом и со своей совестью, этот Суд пусть станет исполнением всего того, чего они ждали, но не получали, всю свою земную жизнь.


15 февраля 2015 г.,

Неделя о Страшном Суде,

прот. Андрей Шиманович


Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.