Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице на Лк. 8:26-39

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 8:26-39) повествует нам о том, как Господь наш Иисус Христос изгнал нечистых духов из человека, который страдал, судя по описанию, крайне тяжёлой формой беснования. После того, как бесы вышли из этого страдальца, Иисус повелел им войти в стадо свиней, которое тут же бросилось в море и, как всем вам известно, погибло.

И этот евангельский эпизод вновь поднимает перед нами проблему беснования как одну из самых страшных форм крестоношения, которая только может быть попущена человеку свыше. И сегодня мы вкратце поговорим о том, как же нам стоит воспринимать это явление, если мы столкнёмся с ним в нашей повседневной жизни.

Не стоит однозначно воспринимать столь тяжёлое Божье попущение как беснование исключительно как знак окончательного отвержения Богом того или иного человека. Очень часто реальное положение вещей в корне отличается от традиционного восприятия данного скорбного феномена. Если Бог считает нужным вразумить человека столь тяжёлым крестоношением, то это вовсе не значит, что Он поставил крест на данном человеке; наоборот, это значит не что иное как то, что судьба и вечная участь этого человека не безразличны Всевышнему, и что Бог проявляет особую заботу и исключительное попечение о спасении такого человека в вечности.

В Послании к Евреям сказано: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6-8). Т. е. моральное и юридическое право наказать ребёнка имеет только его родной отец. И если Бог столь сурово наказывает кого-либо из людей, то это однозначно свидетельствует о том, что Он воспринимает таких людей как Своих родных детей.

Говоря иными словами, когда отец имеет намерение в лёгкой форме наказать своего крепко провинившегося сына – это не всегда признак немотивированной жестокости и семейной тирании. Наоборот. То, что отец так поступает, может быть верным признаком крепкой любви (пусть даже далеко не сентиментального характера), а также небезразличия к нашкодившему сыну.

Я не оправдываю домашнее насилие. Это priori ужасное явление, часто выливающееся в уродливые формы, и если возможно, лучше всего этого избежать. Но весьма часто дети попросту глухи ко всем, даже самым вдумчивым, взвешенным и, казалось бы, убедительным родительским внушениям и увещаниям. И, увы, очень часто именно подобная горькая пилюля становится единственно возможным в сложившейся ситуации залогом того, что губительный и вредный для самого же ребёнка проступок больше никогда не будет повторён. И мы имеем полное право так думать, ибо исходя из свидетельств Священного Писания, Бог действует примерно подобным же образом по отношению к Своим чадам.

Так в 1 Кор. 5 гл. рассказывается об одном страшном грешнике, который, буквально, привёл в шок всю христианскую общину г. Коринфа своими нечестивыми действиями. И вот апостол Павел, поднимая эту тему в своём письме к коринфским христианам (на правах основателя этой общины), озвучивает следующее своё, судя по всему, весьма не просто давшееся ему решение по этому вопросу: «Я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:3-5).

Т. е. мы видим, что накликаемое на этого грешника телесное предание его сатане – это отнюдь не окончательное отвержение его от Бога. Наоборот, предание его тела сатане станет залогом его оправдания на Страшном Суде и спасения его души в вечности. На первый взгляд это кажется нелогичным, парадоксальным, немыслимым и непостижимым. Но Слово Божье говорит нам именно об этом. А значит оставить без внимания это библейское свидетельство мы попросту не имеем права.

Скажем больше. Даже сам великий апостол Павел в другом месте пишет уже о себе весьма непростые для восприятия слова. С трудом описав сначала одно из своих необычайных откровений – видение небесной реальности, апостол Павел далее приводит следующие слова: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"» (2 Кор. 12:7-9).

Это место Священного Писания является весьма непростым для экзегезы, и толкователи Нового Завета – как древние отцы Церкви, так и современные библеисты – расходятся во мнениях о том, что бы это могло значить. Кто-то считает, что упоминаемая Павлом болезнь заключалась в его хромоте, кто-то пишет о том, что он имел слабое зрение и т. д. Но для нас это не принципиально. Главное, что мы можем с уверенностью констатировать, так это то, что у великого апостола, обратившего ко Христу целые города и народы, была какая-то телесная немощь, непосредственной причиной которой был именно ангел сатаны, т. е., говоря иными словами, бес.

В дальнейшей истории Церкви Христовой мы также можем найти немало примеров, иллюстрирующих нашу основную сегодняшнюю идею о том, что беснование или одержимость – это отнюдь не признак окончательной богооставленности. Величайший и заслуживающий всех выспренних эпитетов отец Церкви, свт. Иоанн Златоуст (+407), написал в своё время послание, которое носит весьма интересное название – «К Стагирию подвижнику, одержимому демоном». Казалось бы, христианские подвижники – это наоборот те, кто во все времена изгоняли бесов, занимались экзорцизмом и избавляли людей от этой страшной ноши. Однако в данной ситуации, как мы знаем из самого послания, лютый бес вошёл в действительно искреннего и добросовестного подвижника, вступившего на путь монашеской жизни и посвятившего себя Богу. Беснование Стагирия было настолько невыносимым, что он даже, как сказано, покушался лишить себя жизни. Но Златоуст пишет к нему объёмное утешительное послание, в котором детально и исчерпывающе исследует духовные причины данного печального явления. И всем вам я бы от души советовал прочитать это творение великого отца Церкви, дабы сформировать в себе истинно святоотеческий взгляд на рассматриваемое нами сегодня явление.

И поэтому выводом из нашей сегодняшней беседы должна стать мысль о том, что судьбы Божьи сложны и неисповедимы, и как небо выше земли, так Его мысли выше мыслей наших (см. Ис. 55:8-9). И ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит даже пытаться вынести окончательный вердикт о причинах того или иного скорбного явления в жизни ближнего (будь то тяжёлая телесная или душевная болезнь, беснование или просто ясно прослеживаемая цепочка негативных событий в жизни человека). Мы лишь мельком, беглым и поверхностным взглядом касаемся жизней тех людей, которые встречаются нам на нашем жизненном пути. Мы видим лишь вершину айсберга, 90% которого сокрыты от нашего взора. На каждого из нас у Бога Свои планы, и Дух Божий действует в жизни каждого из нас так, как Ему это угодно и исходя из Своих, неведомых нам, мотивов и целей. И дай Бог нам мудрости всё это понять, осмыслить, воспринять и выработать в себе взгляд поистине Божьих людей на все те явления, процессы и события, которые мы видим вокруг нас.

 

15 ноября 2015 г.,

Неделя 24-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.