"Чтобы не было между вами разделений"

Воскресная проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице на 1 Кор. 1:10-18

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. В сегодняшний воскресный день, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, мы слышали литургическое чтение из первой главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 1:10–18). Из этого отрывка мы узнаём, что апостол Павел столкнулся с серьёзной проблемой: основанную им коринфскую церковь раздирали противоречия и раздоры.

Суть внутренних противостояний в этой общине заключалась в том, что одна церковь разделилась на несколько, условно выражаясь, «партий», каждая из которых называла своим учителем или Павла, или Аполосса (выдающегося проповедника, пришедшего в Коринф после ухода апостола), или Петра, или же Самого Христа. Тем самым каждая из этих групп, конечно же, считала именно себя единой истинной и при этом превозносилась над остальными. И наша с вами задача сегодня заключается в том, чтобы извлечь для себя какую-то пользу из осмысления этой прискорбной ситуации, которая случилась в І в., но которая после этого в той или иной форме практически постоянно повторялась в течение двадцати веков церковной истории.

Давайте вспомним об одной из последних молитв Спасителя к Своему Небесному Отцу. Мы знаем, что перед смертью каждый человек сосредотачивается и фокусирует своё внимание на самом главном, на принципиально важных для себя вещах. И вот Христос, за несколько дней до Своего Распятия, формулирует перед Богом-Отцом одно из главных Своих пожеланий и устремлений следующими словами: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Говоря иными словами, единство христиан – это изначальная воля Божья, озвученная Христом Спасителем во время Его земной жизни. Разделения же и расколы в среде учеников Христа – это дело рук людских и результат человеческого произволения.

Подобное стремление Христа к тому, чтобы Его ученики сохраняли единство и любыми путями избегали каких-либо разделений, было хорошо усвоено Его учениками и последователями. Так, апостол Павел в своём Послании к Ефесянам писал: «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1-3). Апостол Павел прекрасно понимал силу единства, и ту ситуацию, о которой мы узнаём из сегодняшнего чтения, он не воспринимает как норму, и именно поэтому предпринимает всё возможное чтобы примирить и соединить во едино все враждующие в коринфской общине «партии».

С первых лет своего миссионерского служения апостолу Павлу пришлось параллельно и проповедовать Благую весть об Иисусе Христе по всему Средиземноморью, и, в то же время, бороться за единомыслие внутри основанных им общин. Но при этом также важно отметить, что несмотря на такое искреннее стремление апостолов и последующих поколений христиан к единству, всё-таки, как бы прискорбно это ни звучало, разного рода разделения, расколы, недопонимания и противостояния происходили в Церкви Христовой всегда, с первых лет её существования.

Мы привыкли к мысли о том, что в первые века христианства Церковь якобы была абсолютно монолитной, целостной и единой, что будто бы не было никаких дискуссий, никаких конфликтов и разделений. Многие люди часто идеализируют прошлое Церкви и искренне верят в то, что все без исключения представители первого поколения христиан жили святой, безмятежной жизнью, а всякого рода трения и проблемы якобы начались гораздо позже. Но из сегодняшнего апостольского чтения, повествующего о разделении в одной из Павловых общин, мы видим, что это далеко не так. Джеймс Данн в своём исследовании под названием «Единство и многообразие в Новом Завете» приходит к весьма справедливому и исторически правдивому выводу о том, что «представления о единой первоначальной церкви не историческая реальность, но догматическое принятие желаемого за действительное». И понимание того, что некоторые пусть даже незначительные разделения появились в Церкви с самого момента её возникновения, действует очень отрезвляюще, помогает избавиться от навязанных нам мифов и стереотипов, а также открывает наши глаза на то, что реально происходило в Церкви в первые десятилетия Её существования.

Кроме того, из Священного Писания, а именно, из новозаветного Послания апостола Павла к Галатам, мы узнаём о том, что даже между самим апостолами, пусть не часто, но всё-таки возникали достаточно ощутимые и даже жёсткие конфликты. Например, мы привыкли думать, что апостолы Пётр и Павел – это два первоверховных апостола, которые, как нам кажется, во всех вопросах должны были проявлять абсолютное единомыслие. Однако, подобное мнение не совсем соответствует историческим реалиям. Суть того конфликта, который произошёл между ними, заключается в следующем: апостол Павел пишет о том, что Пётр спокойно делил трапезу с язычниками, не боясь нарушить Закон Моисея, но когда к нему из Иерусалима пришли представители апостола Иакова (т. е. люди из той местности, где об отмене ветхозаветного закона в то время ещё никто и не помышлял), то Пётр «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал. 2:12). Т. е., говоря современным языком, в поведении Петра были очевидны двойные стандарты. И Павел, по присущей ему в определённой степени вспыльчивости и импульсивности, подметил эту двойственность в поведении своего собрата, после чего не особо стал подбирать выражения в адрес Петра на страницах своего письма, где он в одном стихе дважды обвиняет апостола Петра, ни много, ни мало, в лицемерии: «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Гал. 2:13).

Единство – это одна из главнейших характерных особенностей Церкви, к которой нас призывает Христос и Его апостолы. Но это единство должно быть единством в истине, а не результатом неоправданных и непростительных компромиссов. В данном вопросе всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Единомыслие – не всегда добродетель, и разногласия – не всегда являются симптомом бездуховности, обмирщения или отступления от истины. Во-первых, свт. Иоанн Златоуст по этому поводу отмечал, что «не всюду единомыслие благо, ведь и разбойники бывают единомысленны». Во-вторых, сам апостол Павел совершенно недвусмысленно говорит: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Здесь, конечно же, апостол говорит о том, что некоторые разномыслия, несмотря на их очевидную пагубность, всё-таки могут быть претворены Богом во благо. Как бы неожиданно и парадоксально это ни звучало, но разногласия и даже конфликты внутри Церкви, согласно Павлу, могут даже быть полезными в том смысле, что в спровоцированной ими полемике могут обнаружиться наиболее талантливые и одарённые Богом члены христианского сообщества.

Более того, из истории древней Церкви мы знаем, что каждый из семи древних Вселенских Соборов созывался именно как реакция на то или иное возникшее лжеучение, которое становилось причиной очередных разделений. И поэтому мы вполне вправе сказать, что не было лучшего мотива и более действенного импульса для развития христианского богословия, чем возникавшие в то время ереси. Для многих это прозвучит дико, но с церковно-исторической точки зрения дело обстоит именно так: разделения, расколы и противостояния, которые имели место в первые века христианства, Божьим всемогуществом, а также интеллектуальными усилиями лучших представителей Церкви претворялись во благо и становились причиной более серьёзного осмысления Церковью воли Божьей и более глубокого понимания Ею Божественного Откровения.

Выдающийся современный немецкий богослов Ганс Кюнг в своей фундаментальной работе под простым названием «Церковь» облекает эту не для всех приятную и приемлемую, но от того не менее правдивую мысль в следующие слова: «Ереси предохраняют церковь от закоснелости в учении и жизни, от нерадивого пресыщения и тщеславной самодостаточности. Ереси поддерживают церковь в духовно подвижном состоянии, побуждая её идти вперёд, призывая её к большей верности Евангелию».

Говоря иными словами, если бы в течение христианской истории, начиная с І в., не было разделений, если бы не появлялись волки в овечьей шкуре, пытающиеся рассеять паству Христову, то Церковь в лице архипастырей, пастырей и богословов никогда бы не сочла сколь-нибудь необходимым мобилизироваться и интенсифицировать свой интеллектуально-богословский поиск, как Ей не раз пришлось это сделать перед лицом подобной угрозы. Ереси, расколы, разделения, конфликты и противостояния – это, безусловно, зло. Но именно это зло всегда побуждает представителей Церкви остановиться и серьёзно задуматься о принципиально важных вещах: более ответственно и глубоко подходить к проповеди Слова Божьего, более решительно идти в мир в миссионерских целях, с большей жертвенностью, самоотдачей и искренностью совершать социальное служение, поднимать на новый уровень качество богослужения, проявлять большее внимание к людям и т. д.

Мы посвятили нашу сегодняшнюю беседу церковным разделениям. И в конце мне бы хотелось несколько расширить эту поднятую нами тему и ещё раз сделать особое ударение на том, что Бог является всемогущей и всеблагой Личностью, и нет такого зла, которое Он не смог бы обратить во благо Своей всесильной десницей. Приведём несколько простых и наглядных житейских примеров.

Если человека посещает какая-либо серьёзная немощь и он теряет возможность вести активную социальную жизнь, то время, которое у него освободилось, он может потратить на изучение Слова Божьего и постижение всей совокупности Божественного Откровения, чего он, наверняка, никогда бы не сделал, будучи абсолютно здоровым. И в таком случае тяжёлая и даже неизлечимая болезнь может в результате принести неожиданно благие плоды в виде познания человеком премудрости и благости своего Творца.

Карл Барт говорил, что проповедь нужно готовить с Библией в одной руке и с газетой – в другой, дабы она была, с одной стороны, библейски обоснованной, а, с другой стороны, – насущной и актуальной. Поэтому приведём пример из нашей сегодняшней повседневной жизни. Увы, нередко бывает так, что страна сталкивается с военной агрессией в свой адрес, что, безусловно, является злом, которое собирает горящие угли на головы тех, кто, руководствуясь своими болезненными амбициями, предпринимает эти агрессивные действия. Однако в результате именно это безусловное зло нередко приводит к невиданной доселе консолидации общества, подвергшегося агрессии, к его сплочённости, единству, обострению и подъёму патриотических чувств, к взаимной помощи и поддержке тех, кто стали невольными братьями по несчастью.

То же самое обстоит и с разного рода церковными разделениями. Сами по себе они, безусловно, являются злом и изменой по отношению к Христовой заповеди о единстве. Однако, как мы выяснили, и это зло всесильный Бог может обращать во благо для самой Церкви. Именно разделения и расколы, которые, как мы выяснили, были в Церкви всегда, как ничто иное в результате приводили к сплочённости самой Церкви и кристаллизации её догматического учения.

Безусловно, мы должны признать за истину то, что «Бог велик, и мы не можем познать Его» (Иов. 36:26). Однако при этом мы верим и, пусть даже из маленького, но всё-таки опыта, мы знаем, что любое недоразумение, неприятность, проблему или даже трагедию и в жизни каждого отдельного человека, и в жизни Церкви Господь силен обратить во благо непредсказуемым и непостижимым для нас образом. Как восклицал пророк Иеремия: «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твоё велико могуществом» (Иер. 10:6). Поэтому из любого самого безысходного кризиса, из любой тупиковой ситуации и из любых максимально запутанных жизненных обстоятельств Господь силен вывести нас «рукою крепкою и мышцею высокою» (Втор. 4:34). И для каждого верующего человека именно эта мысль на всех этапах его жизни может и должна служить немалой поддержкой, ободрением, вдохновением и наиболее действенной прививкой от уныния и отчаяния.

 

14 августа 2016 г.,

Неделя 8-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.