"Сия же есть жизнь вечная..."

Воскресная проповедь в Неделю 7-ю после Пасхи на Ин. 17:1-13

В сегодняшнем литургическом воскресном чтении, которое содержится в Ин. 17:1-13, и которое мы только что слышали, мы встречаем слова нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, переданные апостолом и евангелистом Иоанном, и касающиеся одного из фундаментальных религиозных понятий – жизни вечной:

«Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:1-3). И поскольку истинный глубинный смысл этого важнейшего понятия часто неверно понимается многими современными христианами, именно поэтому сегодняшнюю нашу беседу мы посвятим тому, что же такое вечная жизнь в подлинном христианском смысле, с точки зрения великих учителей и отцов Церкви.

Для начала отметим, что многие люди искренне считают, что вечная жизнь – это жизнь, которая начинается со смертью тела, т. е. что это якобы есть некая иная форма бытия, в корне отличающаяся от земной жизни. Казалось бы, всё это – очевидная аксиома и обсуждать здесь нечего. Но, как мы сейчас увидим, подобное понимание феномена вечной жизни не совсем правильно, ибо оно не соотносится с многовековым святоотеческим учением по данному вопросу.

Для начала приведём мысль профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии начала ХХ в., С. М. Зарина, который в одном из своих фундаментальных исследований писал: «Вечная жизнь не получается христианином лишь в загробной жизни…, а постепенно-органически растёт и развивается в нём самом ещё в земной жизни. …Зародившись в духе христианина, вечная жизнь в течение его земной жизни постепенно зреет, и по мере зрелости своей переходит в мир загробный. На земле она (вечная жизнь) не видна, зарыта, то нестроением внешней жизни, то борьбами внутренними; но всё-таки она зреет под прикрытием сей невидимости. А в царстве славы эта вечная жизнь уже воссияет в светлости своей».

Другой не менее авторитетный православный богослов ХХ в., архимандрит (а в последствии патриарх Сергий (Страгородский)), в своей исчерпывающей магистерской диссертации под названием «Православное учение о спасении» придерживается, по сути, того же мнения, которое он облекает в следующие слова: «Получить вечную жизнь не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит приобрести известное душевное расположение. Вечная жизнь, таким образом, не получается, а постепенно растёт в человеке».

Кто-то может возразить, сказав, что приведённые мнения отражают точку зрения лишь богословов ХХ в., и не факт, что святые отцы Православной Церкви думали так же. И для того, чтобы сразу же упредить и рассеять подобные сомнения приведём мысль канонизированного Церковью угодника Божьего XIV в. – святого Николая Кавасилы, который в одном из своих произведений под названием «Семь слов о жизни во Христе» приводит абсолютно схожую мысль: «Жизнь во Христе, – пишет св. Николай, – зарождается и начинается ещё в настоящей жизни, но достигает совершенства и полноты только в жизни будущей».

Т. е. мы видим, что, оказывается, по мнению этих авторитетных православных богословов и отцов Церкви перейти в вечную жизнь – не значит оставить своё земное бытие и перейти куда-то, примерно так, как мы, образно выражаясь, открываем дверь и переходим из одного помещения в другое. Такое понимание является слишком приземлённым и поверхностным. Обрести вечную жизнь – это значит достичь определённого духовного состояния и видения духовной реальности ещё здесь на земле, и укорениться в этом состоянии настолько, чтобы оно стало неотъемлемой составляющей нашего естества, и пребывало с нами и в земной, и в посмертной жизни.

В связи с поднятой темой у вас может также возникнуть вопрос о том, по каким же критериям и, главное, в какой степени Бог приобщает к небесному блаженству души преставившихся христиан. И наиболее лаконичный и исчерпывающий ответ на данный вопрос мы находим у свт. Феофана Завторника, который писал: «Удел блаженства каждому дан будет такой, сколько кто вместить в себя сможет этого блаженства, а эта вместимость определяется тем, как кто раскрыл своё существо для принятия небесных благ». Кроме того, интересно также вспомнить мысль свт. Луки (Войно-Ясенецкого), известного церковного иерарха и выдающегося врача, который писал, что «жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и прекращается, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление».

Т. е., говоря иными словами, земная жизнь даётся нам Богом преимущественно для того, чтобы мы настолько, насколько это вообще возможно, раскрыли в себе свой духовный потенциал, научились абстрагироваться от земной суеты и задумываться о Божественной реальности, а также приобрели навык молитвенного богообщения, который стал бы залогом нашего единства с Творцом в вечности.

Поэтому, исходя из всего вышесказанного, мы вправе сделать следующий вывод: загробная участь человека вполне зависит от его собственного религиозно-нравственного состояния, от той или иной направленности его фундаментальных глубинных устремлений, его воли, разума и чувств: это либо неискоренимое стремление к богообщению, или же твёрдо укоренившееся настроение отчуждённости человека от Бога, Его Церкви и всего, что с этим связано.

Можно привести наглядный пример: представьте себе двух людей, которые в абсолютно равной степени страдают одной, например, глазной болезнью. Окулист обоим предписывает одинаковый курс лечения. Но при этом первый добросовестно и щепетильно исполняет все предписания врача и, в результате, выздоравливает, а второй – пренебрегает советами доктора, запускает и усугубляет заболевание и, в результате, лишается зрения. И теперь подумайте: будет ли справедливым сказать, что врач наказал второго больного слепотой? Это было бы верхом глупости. Врач искренне желал обоим больным скорейшего выздоровления. Но каждый из них просто-напросто получил плоды своего собственного произволения.

Поэтому в контексте разговора о загробной участи души мы должны особо сделать акцент на том, что эта участь станет не результатом Божьего «воздаяния», как мы привыкли думать, но эта участь будет естественным, природным плодом земной жизни человека. И вот так же, как и упомянутый только что врач, точно так же и Бог, как пишет апостол Павел, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32).

И именно для реализации этого своего глобального замысла Господь озвучил нам Свою волю и тот путь, по которому мы должны идти, чтобы обрести благоволение в Его очах. Но если какой-либо человек не готовит себя к вечности, живёт исключительно приземлёнными мирскими интересами, пренебрегает Божьими повелениями, изложенными в Священном Писании, примерно, как упомянутый нами человек с больными глазами пренебрегает предписаниями врача, то не Бог в этом виноват, а сам человек, не пожелавший прислушаться к благодатным и спасительным Божьим «рецептам», направленным на его исцеление.

 

12 июня 2016 г.,

Неделя 7-я по Пасхе,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.