Проповедь на Ин. 4:23-24 (о поклонении Богу в духе и истине)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня, в Неделю о самарянке, мы вновь слышали чтение из 4-й главы Евангелия от Иоанна, где приводится весьма длительная беседа Спасителя с самарянской женщиной. В ходе этого разговора было затронуто несколько важных тем, однако мне хотелось бы сегодня обратить особое внимание на, как мне кажется, наиболее важные слова, прозвучавшие из уст Спасителя в данной ситуации, и которые, безусловно, вполне могут считаться одними из наиболее важных слов и во всём Евангелии.

На вопрос женщины самарянки о том, на каком месте нужно поклоняться Богу, Христос даёт неожиданный ответ, поражающий своей глубиной, и моментально заставляющий каждого из нас задуматься о правильности своих личных отношений с Богом: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24).

За двадцать веков существования Церкви Христовой этим замечательным словам Спасителя были посвящены, пожалуй, сотни и тысячи христианских проповедей. Но даже если этих проповедей миллионы, этого всё равно не достаточно для того, чтобы раскрыть всю великую глубину, сокрытую в этих Божественных словах, над которыми мы с вами сегодня ещё раз вместе поразмышляем.

Итак, в ходе этой весьма длительной беседы женщина самарянка завела разговор о том, какое из двух мест поклонения является угодным Богу – Иерусалим, где покланялись Богу иудеи, или же гора Гаризим, которая считалась особенным сакральным местом в среде самарян. Говоря иными словами, эта женщина пыталась выяснить для себя вопрос о духовной значимости этих двух географических мест. Однако Христос направил этот разговор о поклонении в совершенно неожиданную сторону и сказал, что истинно богоугодное поклонение Творцу должно осуществляться «в духе и истине».

Мы видим, что Христос обращает наше внимание на то, что для подлинного богообщения место, на котором человек обращается к своему Творцу, не имеет для Него никакого значения. Главное – это то состояние сердца, с которым мы предстаём перед Его лицом, и которое должно делать наше поклонение угодным Богу и приемлемым для Него.

Подлинным поклонением Богу является такое поклонение, при котором человек достигает близости и единства с Богом через наивысшую составляющую своего человеческого естества – через свой бессмертный дух. Как пишет один из современных толкователей Нового Завета, «подлинное поклонение — это не посещение определенных мест или прохождение через определенные ритуалы и обряды... Подлинное поклонение — это когда дух — бессмертная и невидимая часть человека – говорит и встречается с Богом — Бессмертным и Невидимым».

Как и многие другие высказывания Спасителя, рассматриваемые нами слова о поклонении Богу, казались революционными в то время. Однако Христос был не первым, кто пытался обратить внимание людей на второстепенность вопроса о том или ином месте поклонения Богу. За несколько столетий до Христа Сам Господь Бог, устами пророка Исайи произнёс следующие слова: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» (Ис. 66:1-2). Говоря иными словами, весь мир – это Божий храм, и в очах Божьих это выглядит безумием, когда люди, своим ограниченным разумом пытаются положить предел Божьему присутствию в этом мире в тех или иных местах. Именно поэтому царь и пророк Давид, духовно переживая непостижимое Божье величие, восклицал: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10).

Слова Христа об истинном поклонении Богу оказались пророческими. Прошло менее ста лет после того, как они были произнесены, и, попущением Божьим, Иерусалимский храм, считавшийся у иудеев домом Господним и местом особого присутствия Божьего, был разрушен. Однако, как мы видим, перед тем, как это произошло, Бог открыл Своему народу иную дверь для поклонения Себя – Он сместил акцент с физического местоположения молящегося человека на его духовное состояние.

Один из христианских авторов ХХ века в одной из своих работ писал о том, что онтологически, т. е. по своему существу, каждый человек сотворён Богом как существо доксологическое, т. е. славословное (от греческогоδοξα [докса] – слава, иλογος[логос] – слово). Говоря иными словами, в отличие от всех других представителей животного мира, благодарение, поклонение и славословие вписано в наше человеческого естество и является неотъемлемым элементом нашей природы, нравится нам это или нет. И весь вопрос заключается лишь в том, на поклонение кому или чему будет направлено тем или иным человеком это его свойство – на поклонение Единому Истинному Богу в духе и истине, или же на разного рода идолов, которыми может стать всё что угодно, что всецело захватывает сознание человека и поглощает всё его внимание.

Ведь не секрет, что даже сам не замечая того, человек может обожествить любую личность или даже объект, превратить его  в идола, и начать поклоняться ему. Кто-то, например, может поставить в центр мироздания самого себя, и всех встречающихся на своём жизненном пути людей начать рассматривать лишь как способ достижения своих личных целей и решения своих личных вопросов. В подобном случае человек, по сути, почти обожествляет самого себя и начинает поклоняться не своему Творцу, а самому себе. Как в шутку говорил всем известный итальянский актёр, А. Челентано, «обидно, когда ты не можешь поцеловать человека, которого любишь, даже в щёчку, потому что это ты сам». Это кажется безумием, однако подобный действительно безумный эгоизм без преувеличения является печальным знамением нашей эпохи, ибо огромное количество людей сегодня буквально ослеплены гордыней и эгоцентризмом.

Не так давно огромная масса советских людей с почти религиозным придыханием обожествляла и покланялась «великим вождям» советской эпохи. В наши дни всего этого уже, слава Богу, нет, однако существуют иные искушения, под благовидным предлогом отвлекающие внимание человека от жизни в Боге. Сегодня многие могут обожествлять свою работу, и всецело посвящать этому всё свое время в ущерб поклонению Богу. Кто-то может настолько раствориться в своей семье, что в его жизни места для истинного поклонения Богу просто не остаётся. Эти мысли вполне могут вызвать внутренний протест у многих из вас. Казалось бы, что же в этом плохого? Если человек поглощён своей семьёй или своей работой, это же прекрасно! Ведь он тем самым исполняет волю Божью!

Однако не всё так просто. Христос по этому поводу говорит очень хлёсткие слова, которые во все времена вызывали у многих людей определённое недоумение, смущение и протест, но которые, однако, совершенно не подразумевают двоякого толкования: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Т. е. мы видим, что любое занятие, любая активность и любая деятельность человека, которые уводят фокус человеческого внимания в сторону от Всевышнего и осуществляются в ущерб богообщению и богомыслию, являются, по сути, ни чем иным как скрытой формой идолопоклонства, независимо от того, какой бы благородной эта деятельности ни казалась нам на первый взгляд.

В ветхозаветной Книге Исход Всевышний сказал, по сути, каждому из нас: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5), а через пророка Исайю он же возвестил всем нам: «Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8). И вот сегодняшнее евангельское чтение вновь заостряет наше внимание на том, что Бог есть Дух, и поэтому любые попытки связать и ограничить Его какими-либо географическими местами или архитектурными сооружениями, по сути, являются детскими и наивными попытками положить пределы Тому, Кто бесконечен, неограничен и непостижим по своей природе, Кто бесконечно выше всего того, что мы видим, что мы знаем и что входит в рамки повседневного человеческого опыта. И сегодняшние великие евангельские слова, безусловно, побуждают нас навсегда запечатлеть в своём сознании великую истину о том, что только поклонение Единому Истинному Богу, причём исключительно поклонение Ему в духе и истине, является угодным нашему Творцу и соответствующим Его недосягаемой святости, и Его непостижимому величию.

 

10 мая 2015 г.,

Неделя о самарянке,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.