Воскресная проповедь в Неделю прп. Иоанна Лествичника

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня – Неделя прп. Иоанна Лествичника. Это день, когда все православные христиане молитвенно вспоминают одно из наиболее влиятельных и авторитетных аскетических произведений за всю историю христианства – «Лествицу» прп. Иоанна, игумена Синайской горы, которая, как все вы прекрасно знаете, составлена в форме 30-ти этапов духовного развития человека (по числу лет земной жизни Христа Спасителя).

Каждая из упомянутых ступеней соответствует той или иной добродетели, с приобретением которых человек, по прп. Иоанну, должен восходить «от славы в славы» (2 Кор. 3:18), возрастать духовно и достигать христианского совершенства. И без преувеличения можно сказать, что это произведение, безусловно, является одной из ценнейших жемчужин святоотеческого наследия, и каждому из нас было бы чрезвычайно полезно если не изучить, то хотя бы ознакомиться с этим великим творением.

Однако сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание, дорогие друзья, на несколько иной вопрос, касающийся того, что многие современные православные христиане, не в меру начитавшись древних монашеских произведений о высоких духовных материях, и отчаянно пытаясь воплотить всё прочитанное в своей повседневной жизни, начинают забывать о, казалось бы, элементарных вещах. И поэтому сегодня мы поговорим не столько о высоких метафизических материях и высокодуховных идеях, сколько о тех элементарных вещах, о которых почти никто никогда не говорит на проповедях, но с которыми мы встречаемся каждый день.

Согласитесь, в церковной среде, из уст духовенства мы с вами часто слышим о таких понятиях как молитвенность, духовность, воцерковлённость, богомыслие и созерцание, послушание и смирение и т. д. Но почему мы с вами никогда не говорим о таких простых, но постепенно исчезающих из нашей жизни качествах как воспитанность, вежливость, внимательность, дружелюбие, благожелательность, открытость в общении, профессионализм и жертвенность в своей трудовой деятельности и т. д.? Разве все эти вещи не имеют отношения к нашему духовному состоянию? Разве не эти общечеловеческие ценности и элементарные нравственные категории должны стать надёжным фундаментом в здании нашей духовности?

И в связи с этим нельзя не отметить, что нередко в своей мечтательности о высоких небесных категориях мы позволяем себе проявлять элементарное невнимание, а то и неуважение или даже презрение к окружающим нас людям. Неуважение и презрение – это настоящий бич нашей эпохи. И для того, чтобы проиллюстрировать этот неутешительный тезис, необходимо перейти к наглядным примерам из нашей повседневной жизни.

Все мы пользуемся общественным транспортом. Не знаю кому как, но мне не раз приходилось видеть картину, при которой водитель маршрутки (в кабине которой, кстати, нередко висят иконы) игнорирует бабушку, стоящую на остановке и машущую рукой, и попросту проезжает мимо только лишь потому, что он знает о наличии у неё пенсионного удостоверения, и что она заплатит ему не 3.50 (как это установлено в нашем городе), а гораздо меньше, как это предусмотрено законом. Как вы думаете, наличие иконок в салоне маршрутки сможет оправдать этот бесчеловечный поступок водителя? Конечно, нет. И как вы думаете: совершает ли водитель грех такими своими действиями? Конечно. Безусловно. Об этом ничего не сказано в Евангелии, ибо тогда не было ни остановок, ни, тем более, маршруток. Однако подобный поступок противоречит если не букве, то духу Евангелия, ибо он пропитан неуважением, презрением к человеку, и главным мотивом такого поступка является исключительно собственная выгода, а не помощь ближнему. О простом добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей в данном случае вообще едва ли стоит говорить.

Кто из нас не был свидетелем того, что человек очень преклонного возраста, или беременная женщина, или маленькое дитё стоят в переполненной маршрутке в то время, как сиденья заняты, как говорил один из популярных героев советского мультфильма «в меру упитанными мужчинами в полном расцвете сил»? Это, опять же, неуважение и презрение к самым незащищённым представителям нашего общества, и я верю в то, что подобное поведение со стороны взрослых здоровых мужчин вопиет к Небу об отмщении.

Пятнадцатилетний тинэйджер, сидя в общественном транспорте, может невозмутимо повернуться к окну и сделать вид, что он не заметил вошедшего пенсионера, который в 4-5 раз старше его и еле стоит на ногах под тяжестью прожитых лет и свойственных возрасту немощей. Справедливости ради скажем, что и люди преклонного возраста также часто не совсем заслуженно и без разбора кроют нелестными эпитетами всю без исключения современную молодёжь, и стригут всех под одну гребёнку. И в данном случае и те, и другие в корне не правы. Несколько расширив привычное толкование этих слов апостола Павла, можно было бы вспомнить, как он писал: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21). Однако, несмотря на то, что этим словам Павла уже две тысячи лет, до сих пор ненависть, презрение и агрессия являются неотъемлемыми составляющими элементами нашей повседневной общественной жизни, и они свойственны всем возрастным категориям.

Идём далее. Никому из вас не приходилось сталкиваться с тем, что кто-то нёс, нёс и… так и не донёс пакет с мусором до места назначения, и попросту оставил его либо в подъезде, либо на детской площадке? Я думаю, приходилось. О каких высоких духовных материях тут можно говорить, если под вопросом элементарная человеческая адекватность?

Ещё один пример. Наше элементарное человеческое уважение к ближним проявляется также в том, насколько мы пунктуальны, и насколько вовремя мы приходим на запланированную встречу. Это отличный маркер, лакмусовая бумажка, которая выявляет степень нашей серьёзности по отношению к тому или иному человеку. Наверняка каждый из вас слышал в своём сознании помысел, который нашёптывал: «А… Ничего страшного... Подождут!», «Подумаешь… Опоздаю на 10-15 минут…. Без меня не начнут!» и т. д. Это кажется мелочью, но это – типичная форма неуважения и презрения к человеку.

И скажите, разве все вот эти вышеперечисленные абсолютно повседневные бытовые примеры не говорят нам о нравственном состоянии нашего общества? Увы, эти примеры красноречиво свидетельствуют о том, что в нашем обществе утрачено (и, судя по всему, безвозвратно) глубинное понимание того, что каждый человек создан по образу и подобию Бога. И поэтому неуважение к венцу Божьего творения – человеку, носящему образ Творца, автоматически свидетельствует и о неуважении к Самому Творцу. И поэтому тотальное безбожие начинается не с полупустых храмов, не с незнания церковнославянского языка или структуры православного богослужения, а с утраты вот этих элементарных общечеловеческих добродетелей, и с неумения строить свои взаимоотношения с людьми на основе универсального и неизменного принципа уважения к ближнему.

Духовность начинается не с вычитывания «в стену» трёх акафистов, двух кафизм, пяти канонов и безумного количества молитв (ибо это тоже вид болтливости, только самый худший её вид – болтливости в молитве (см. Мф. 6:7)). Подлинная духовность, как бы это, возможно, непривычно ни звучало для нашего слуха, начинается с дружественности, открытости, благожелательности по отношению к своим знакомым, с приветствия в адрес встретившегося соседа, она начинается с вежливого обращения с коллегами по работе (независимо от их нравственного облика), т. е. со всех тех вещей, которым каждого из нас учили, ещё начиная с ясельной группы, но о чём многие из нас по непонятным причинам благополучно забыли, повзрослев и выйдя в открытое житейское плавание.

И ещё одно. Кто бы из нас в какой сфере общественной жизни ни трудился, он должен четко усвоить одну истину: это именно то место, куда мы были поставлены Богом. И качество выполняемой нами работы на этом месте является прямым свидетельством того, насколько серьёзно (или же несерьёзно) мы относимся к этому Божьему поручению, да и к Самому Поручателю.

То, например, с какой степенью заботы, сочувствия и соучастия аптекарь или врач относится к пришедшим к нему людям, говорит о том, насколько он серьёзно относится к послушанию, возложенному на него Богом. То, с какой самоотдачей и жертвенностью учитель отдаётся своей педагогической деятельности (несмотря на все современные трудности, связанные с этой профессией) свидетельствует о том, воспринимает ли он свой рабочий стол как дар и благословение Господне, или же как бич Божий, как невыносимую повинность и проклятье. Но не будем останавливаться на этих примерах, пойдём дальше и скажем о самих себе. Если священник нехотя совершает своё служение, невнятно даёт возгласы, обращается к людям не с глубоким, продуманным и вдохновенным словом или проповедью, а с неудобовразумительными и несвязными поучениями или же вообще ленится проповедовать, то в подобном случае мы также вправе говорить об элементарном неуважении к своим прихожанам.

Поэтому все мы без исключения как христиане не обязаны впадать в мечтательность о недосягаемых высоких материях, улетать мыслями за облака, пытаясь достичь той высокой духовной меры, которая для нас, возможно, в принципе не является досягаемой или сколь-нибудь необходимой. Но все мы обязаны наполнить жизненное пространство вокруг нас (будь то дом, место работы, дружественные социальные связи) христианской добросовестностью, которая обязательно привлечёт удивлённые и заинтересованные взоры тех, кто пока находится за оградой Церкви Христовой. Это нам по силам, и поэтому за это с нас спросит Бог.

Известный христианский проповедник, миссионер и борец за социальное равенство Мартин Лютер Кинг некогда произнёс замечательные слова: «Если призвание человека состоит в том, чтобы быть дворником, он должен подметать улицы так же вдохновенно, как Микеланджело расписывал своды или Бетховен сочинял музыку. Он должен подметать улицу так, чтобы все духи Неба и Земли благоговейно говорили: «Вот живет великий дворник, выполняющий свою работу безупречно»».

После того, как две тысячи лет назад Сам Бог стал Человеком, именно человек является мерой всех вещей, и именно по критерию нашего отношения к людям мы будем судимы Всевышним в день Божьего Суда. И поэтому дай Бог, чтобы все мы с вами для начала крепко укоренились в этих, казалось бы, элементарных общечеловеческих качествах и добродетелях – в уважении, благожелательности и дружелюбии друг ко другу, чтобы эти добродетели, в результате, и стали фундаментом для нашего дальнейшего медленного, но уверенного духовного развития и совершенствования, и чтобы они, кроме того, не побоюсь этой фразы, стали надёжной основой и ярким примером для постепенного нравственного преобразования и обновления всего нашего общества.

 

10 апреля 2016 г.,

Неделя прп. Иоанна Лествичника,

прот. Андрей Шиманович

 

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.