Проповеди

22 января 2017 г.

"Каждому из нас дана благодать"

Воскресная проповедь в Неделю по Богоявлении на Еф. 4:7

"...Если Бог дал дар слова – прими его и проповедуй Слово Божье к духовному назиданию и интеллектуальному обогащению членов общины; Бог дал прекрасный слух и голос – прославляй и славословь Творца за храмовым богослужением; Бог дал навык коммуникации с людьми и умение удачно строить дружеские или партнёрские отношения – привлекай к Церкви тех, кто сможет активно поучаствовать в её жизни; из тебя буквально выплёскивается любовь к ближним и тебя распирает от желания деятельно выявить эту любовь – занимайся практической ежедневной социальной работой с неимущими, пенсионерами, инвалидами, детьми-сиротами и т. д.

Бог дал тебе способности в сфере бизнеса и умение зарабатывать деньги – участвуй своим даром в разного рода церковных проектах, оказывай посильное финансовое вспоможение для различных церковных начинаний и инициатив. «Служите друг другу, – призывает нас апостол Пётр, – каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10)...".

Читать далее...

14 августа 2016 г.

"Чтобы не было между вами разделений"

Воскресная проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице на 1 Кор. 1:10-18

"...Многие люди часто идеализируют прошлое Церкви и искренне верят в то, что все без исключения представители первого поколения христиан жили в абсолютном единомыслии, а всякого рода проблемы и трения между ними якобы начались гораздо позже. Но из сегодняшнего апостольского чтения мы видим, что это далеко не так. Джеймс Данн в своём исследовании под названием «Единство и многообразие в Новом Завете» приходит к весьма справедливому и исторически правдивому выводу о том, что «представления о единой первоначальной церкви не историческая реальность, но догматическое принятие желаемого за действительное»...".

Читать далее...

31 июля 2016 г.

"Дары различны, но Дух один и тот же"

Воскресная проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице на Рим. 12:6-14

"Пятидесятница" (Эль Греко, 1596)
"Пятидесятница" (Эль Греко, 1596)

"...Мы все разные. Каждый из нас обладает своими неповторимыми особенностями характера, темперамента, воспитания, социальной среды своего происхождения и т. д. Как справедливо отмечает в своём комментарии на этот апостольский текст один современный исследователь, «у одних людей лидерская натура, у других педагогический характер, третьим легко удаётся налаживать контакты» и т. д. Но, несмотря на все эти личностные особенности и отличия, каждому из нас есть место в Церкви. Ибо каждого из нас Бог любит, ценит и использует в Своих великих и благих целях именно в нашей самобытности, уникальности, неповторимости и непохожести друг на друга...".

 

Читать далее...

24 июля 2016 г.

"Ревность по Боге, но не по рассуждению"

Воскресная проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице на Рим. 10:1-10

"...Если мы примем как норму ту дикую модель поведения в отношении представителей иных конфессий, которую навязывают нам современные религиозные фундаменталисты, лишь вчера переступившие порог Церкви, но уже сегодня махающие шашкой и решающие что есть истина, а что есть ложь, если мы согласимся с популярной в их среде концепцией, согласно которой антиинтеллектуализм и радикальная самоизоляция якобы содействуют спасению, то для адекватных, грамотных и ищущих представителей мира наша церковная жизнь неизбежно превратится в спектакль и фарс, как писал свт. Игнатий (Брянчанинов), в печальнейшую комедию и душепагубнейшее актёрство...".

Читать далее...

12 июня 2016 г.

"Сия же есть жизнь вечная..."

Воскресная проповедь в Неделю 7-ю после Пасхи на Ин. 17:1-13

"...По мнению многих авторитетных православных богословов и отцов Церкви, обрести вечную жизнь это не означает перейти в какое-то место, но это значит достичь определённого духовного состояния ещё здесь на земле, и укорениться в этом состоянии настолько, чтобы оно стало неотъемлемой составляющей нашего естества, и пребывало с нами и в земной, и в посмертной жизни...".

Читать далее...

5 июня 2016 г.

"Правило большинства"

Воскресная проповедь в Неделю о слепом на Ин. 9:1-38

"...Мы отнюдь не должны бездумно и слепо принимать и исповедовать мнение большинства, отключив собственное критическое мышление. Бог дал нам разум и изложил Свою волю в Священном Писании. И после этого каждый без исключения человек, применяя Библию к современным реалиям, может без какой-либо помощи извне, без каких-либо посредников сам формировать своё личное отношение к окружающим нас событиям, а также к тем или иным общественным процессам и явлениям".

Читать далее...

29 мая 2016 г.

Воскресная проповедь в Неделю о самарянке на Ин. 4:22

«...Именно благодаря еврейской идентичности Иисуса древний завет Бога с израильским народом, благодатные дары и обетования Господа стали доступными для всех людей во всём мире любой этнической принадлежности. Христос был Богочеловеком, т. е., с одной стороны, Творцом всех людей как Бог, с другой стороны, человеком еврейской этнической принадлежности. И именно вот это соединение сделало возможным распространение древнего завета Бога со Своим народом на все остальные народы, и открыло потенциальный доступ к единству с Творцом каждому без исключения человеку, живущему на земле...».

Читать далее...

29 апреля 2016 г.

Проповедь в Великую Пятницу

"...С событием Распятия Христа началась новая эра. Бог совершил нечто, весть о чём уже буквально в ближайшие десятилетия распространится по всей земле. Отныне каждому человеку открыт доступ к Богу через смерть Его Сына. Спаситель добровольно отдал Себя на заклание, Он добровольно испил чашу страданий, Он добровольно погрузился в пучину физических, душевных и эмоциональных мук. И сделал Он всё это для того, чтобы отныне каждый из нас навсегда был избавлен от отчаяния и одиночества, от страха и пустоты, от безнадёжности и обречённости...".

 

 

 

Читать далее...

24 апреля 2016 г.

Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

"...Всем нам важно усвоить универсальную педагогическую истину: лучший воспитательный приём – личный пример и, соответственно, лучшая форма частного, повседневного миссионерства в рамках собственной семьи – это личный пример достойной жизни и повседневное поддержание высоких нравственных стандартов, которые, как ничто иное, смогут заставить наших родных заинтересоваться и полюбопытствовать о том, что же стало причиной такого нравственного преобразования, произошедшего с их близким человеком.

Как писал в своих нашумевших «Дневниках» выдающийся историк церкви, православный богослов и мыслитель ХХ в. прот. Александр Шмеман, «люди убеждаются не доводами. Они «загораются» или нет»...".

Читать далее...

10 апреля 2016 г.

Проповедь в Неделю прп. Иоанна Лествичника

"...В церковной среде, из уст духовенства мы с вами часто слышим о таких понятиях как молитвенность, духовность, воцерковлённость, богомыслие и созерцание, послушание и смирение и т. д. Но почему мы с вами никогда не говорим о таких простых, но постепенно исчезающих из нашей жизни качествах как воспитанность, вежливость, внимательность, дружелюбие, благожелательность, открытость в общении, профессионализм в своей трудовой деятельности и т. д.?

Разве все эти вещи не имеют отношения к нашему духовному состоянию? Разве не эти общечеловеческие ценности и элементарные нравственные категории должны стать надёжным фундаментом в здании нашей духовности?...".

Читать далее...

7 февраля 2016 г.

Проповедь на Собор новомучеников и исповедников ХХ в.

"...Ностальгируя по тоталитарному советскому режиму, мы уподобляемся неблагодарным представителям израильского народа, которые ностальгировали по той «стабильности» в статусе раба, которую они имели под властью тоталитарного режима Египетской империи и под пятой фараона.

...Но любая попытка опереться в своём уповании не на Бога, а на какого-либо современного вождя, и ожидание того, что именно он дарует счастье, благополучие и достаток, заведомо обречены на провал. Великий ветхозаветный пророк Исайя безжалостно обличает такие попытки надеяться на могущество любого из современных «фараонов»: «Ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрётся на неё, войдёт тому в руку и проколет её! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Ис. 36:6)...".

Читать далее...

31 января 2016 г.

Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице на Кол. 3:12-16

"...Если мы сегодня слышим о смирении, то нас нередко пытаются убедить в том, что смиренный человек это якобы тот, кто едва осмеливается оторвать глаза от земли, говорит елейным молитвенно-мечтательным полушёпотом, боится проявлять какую-либо инициативу, не говоря уже о том, чтобы твёрдо высказать своё личное мнение по тому или иному актуальному вопросу.

Если мы слышим о кротости, то чаще всего речь идёт отнюдь не о человеке, который научился укрощать свои страсти, а о какой-то надломленной, запуганной личности, боящейся всех и вся. Но мы должны понять, что быть добросердечным, например, отнюдь не значит быть не в меру сентиментальным. Быть добрым и милосердным к людям, вовсе не означает быть безвольным или бесхарактерным. Кротость не является синонимом слабости, а смирение абсолютно не подразумевает постоянного самобичевания и отсутствия уважения к себе...".

Читать далее...

10 січня 2016 р.

Проповідь в Неділю після Різдва Христового на Мв. 2:13-23

"...Велике християнське свято Різдва Христового – це все ж таки день неоднозначних, подвійних почуттів. З одного боку ми безмежно радіємо тому, що Сам Бог втілився та прийняв на Себе людське єство заради спасіння кожного з нас. З іншого ж боку, ми усвідомлюємо, що подальший життєвий шлях Новонародженого Богонемовляти був сповнений нерозуміння, образ, гонінь, зради та в решті решт привів Його на Голгофу...".

 

 

 

Читати далі...

6 декабря 2015 г.

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице на Лк. 12:16-21

"...Господь Бог устами великого пророка Исайи говорит: «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:23). Т. е. те судебные дела, которые касаются защиты нужд обездоленных людей, представителей самой незащищённой социальной группы – вдов и сирот, не являются приоритетом для судей и отнюдь не привлекают их внимания. Почему? Ответ прост: потому что с представителей этой социальной категории людей попросту нечего взять...".


Читать далее...

22 листопада 2015 р.

Проповідь в Неділю 25-ту після П'ятидесятниці на Лк. 8:41-56

"...Завжди варто памятати про те, що у найскладнішій життєвій ситуації, навіть у такій, у котрій опинився Іаір, тільки тоді людина зможе стати причасником чудес та милосердя Божого, коли вона, незважаючи на свої удавані чи навіть реальні заслуги та досягнення в суспільстві, все ж таки зможе знайти в собі моральні сили, подолати в собі острах перед суспільною думкою, смиренно приклонити коліна перед Богом та від усього серця попросити Його про допомогу. І така щира молитва від усієї душі та серця, звичайно ж, ніколи не залишиться непочутою та невиконаною...".

Читати далі...

15 ноября 2015 г.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице на Лк. 8:26-39

"...Ни при каких обстоятельствах не стоит пытаться вынести окончательный вердикт о причинах того или иного скорбного явления в жизни ближнего. Мы лишь мельком, беглым и поверхностным взглядом касаемся жизней тех людей, которые встречаются нам на нашем жизненном пути. Мы видим лишь вершину айсберга, 90% которого сокрыты от нашего взора...".


Читать далее...

11 октября 2015 г.

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице на 2 Кор. 4:6-15 и Лк. 5:1-11

"...Все мы, без каких-либо исключений, по-своему люди грешные, мы не являемся героями веры и все мы бесконечно далеки от тех идеалов святости, о которых мы читаем в патериках и житиях святых. Наши тела немощны и часто бывают подвержены различным болезням, да и в целом наша жизнь хрупка и непредсказуема. Но весь вопрос в том, чем мы наполним нашу жизнь: станем ли мы носителями каких-либо пустых, тленных и однодневных идей, или же мы станем драгоценными сосудами, хранящими в себе вечные, непреходящие и немеркнущие ценности...".


Читать далее...

13 вересня 2015 р.

Проповідь в Неділю 15-ту після П'ятидесятниці на Мв. 22:35-40

"...Коли ми говоримо любов до ближнього, то мова йде про необхідність подарувати людині відчуття того, що вона не на самоті, що вона комусь потрібна, що бодай хтось щиро переймається її проблемами та скорботами, і що незважаючи на удавану безвихідь того положення, у котрому, можливо, опинилась людина, все ж таки вихід є завжди, і цей вихід – у Бозі...".


Читати далі...

23 августа 2015 г.

Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице на Мф. 19:16-26

"...Человек, который реально ощутил, что Бог изымает его из мирской суеты и стихий мира сего, который опытно пережил Божий призыв в своей душе и откликнулся на этот призыв всем своим естеством, может внешне ничем не отличаться от своих друзей, коллег, родственников и соседей. Но глубокое внутреннее перерождение, некогда совершившееся с ним, уже никогда не оставит человека таким, каким он был до этого. Потому что отныне он – призванное и усыновлённое дитя Божье, отныне он – приобщён к вечности, ещё находясь в теле, отныне он – гражданин Небесного Царства, странствующий в этой временной жизни и тоскующий по истинному Отеческому Дому...".

Читать далее...

2 августа 2015 г.

Проповедь в день памяти святого пророка Божьего Ильи

"...Воспоминание этого важного эпизода из жизни пророка Ильи должно иметь для таких горделиво настроенных людей отрезвляющий эффект «холодного душа». Пророк Илья искренне верил, что он – единственный оставшийся праведник, последний истинный поклонник Единого Истинного Бога. Но горький урок, преподнесённый ему Всевышним, заключался в том, что Тот Самый Господь Бог буквально оглушил его абсолютно неожиданной новостью о наличии неведомых пророку Илье целых семи тысяч не менее праведных и благочестивых людей, чем он сам, которые проявили не меньшую стойкость, принципиальность и бескомпромиссность, чем великий Божий пророк...".

 

 

 

 


Читать далее...

26 июля 2015 г.

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице на Мф. 14:14-22

"...В этот момент Своей земной жизни Спаситель как никогда прежде имел полное право на элементарный эмоциональный и физический отдых, но Он не отмахивается и не увиливает от пришедших к Нему людей, не возмущается, не говорит, что они Ему мешают или попросту наскучили, не оправдывается тем, что Он занят более важными делами. Он без каких-либо колебаний превозмогает Своё скорбное душевное состояние и Своё стремление к уединению, и вновь отдаёт всего Себя на служение людям...".

Читать далее...

5 июля 2015 г.

Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице на Рим. 10:9-10

"...В І в. по Р. Х., слово «Господь» (т. е. «господин», по-гречески – κυριος) являлось одним из титулов римского императора. По мнению одного из современных толкователей Послания к Римлянам, термин «Господь», используемый по отношению к Иисусу из Назарета, означает не что иное, как «безусловное императорское притязание». И поэтому в именовании Иисуса Христа Господом кроется очень смелая и даже опасная мысль: если Иисус – истинный «Господь» («господин»), то римский император, именуемый таким же образом, таковым не является и автоматически становится самозванцем...".

 

 

Читать далее...

21 июня 2015 г.

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице на Мф. 6:22-33

"...Спаситель не сказал: «Ищите только лишь Царства Божия и больше ничего», но Он подчеркнул, что Божье Царство должно быть взыскуемо нами «прежде» всего остального, то есть в первую очередь, а уже после этого первоочередного пункта, на 2-м, 3-м, 10-м и других местах в нашей системе ценностей и в нашей иерархии потребностей вполне могут находиться повседневные земные нужды...".

Читать далее...

10 мая 2015 г.

Проповедь на Ин. 4:23-24 (о поклонении Богу в духе и истине)

"...Сегодняшнее евангельское чтение вновь заостряет наше внимание на том, что Бог есть Дух, и поэтому любые попытки связать и ограничить Его какими-либо географическими местами или архитектурными сооружениями, по сути, являются детскими и наивными попытками положить пределы Тому, Кто бесконечен, неограничен и непостижим по своей природе, Кто бесконечно выше всего того, что мы видим, что мы знаем и что входит в рамки повседневного человеческого опыта...".


Читать далее..

29 марта 2015 г.

Проповедь на Мк. 10:32-45 (Неделя 5-я Великого поста)

"...В Царствии Божьем наше величие измеряется нашим служением другим людям, а не числом тех людей, которые служили нам. Наша степень причастности к благам Царства Божьего будет обусловлена не тем, что в этой жизни мы взобрались на самую высокую ступеньку социальной пирамиды, а тем, смогли ли мы сознательно опуститься на самую первую, самую низкую ступеньку ради других. Настоящий христианин должен думать не о том, какую пользу он может извлечь для себя из своего социального положения, а о том, какую пользу он может принести обществу или Церкви, находясь на том месте, куда он был поставлен Богом...".


Читать далее...

15 февраля 2015 г.

Проповедь в Неделю о Страшном Суде

"...В древнегреческом языке, являющемся одним из основных языков для Вселенской Православной Церкви, на котором был написан Новый Завет, слово «суд» звучит как κρίσις [кризис]. А это значит, что любой кризис, любое острое осложнение ситуации в жизни либо отдельного человека, либо общества в целом – это, по сути, уже совершающийся суд Божий, который происходит уже в этой жизни, ещё задолго до Второго Пришествия Христова и последнего, как мы его называем, Страшного Суда...".




Читать далее...

8 февраля 2015 г.

Проповедь в день Собора новомучеников и исповедников, в землях Руси за Христа пострадавших

"...При оценке советского периода нашей истории для верующего человека главной должна оставаться идеологическая основа советского режима. И этой основой, вне всякого сомнения, был агрессивный атеизм, нередко выливавшийся либо в прямые попытки физического уничтожения Церкви Христовой, либо в попытки сделать Церковь карманной, легко манипулируемой организацией, обслуживающей интересы компартии...".

 

 

Читать далее...

1 февраля 2015 г.

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

"...На примере сегодняшней истории о мытаре и фарисее мы видим, что Божьи мысли о ценности того или иного человека могут кардинально отличатся от того, что сам человек думает о себе. Богу совершенно безразлично к какой партии или социальному слою мы принадлежим, насколько высокое положение в обществе мы занимаем, и Ему абсолютно нет никакого дела до того, насколько мы сами почитаем себя праведными. Одно дело – суд человеческий, и совсем другое дело – суд Божий. И на Страшном Суде оценка Богом нашей жизни может быть совсем иной, чем та, которую мы с такой уверенностью выставили сами себе...".

 

 

 

Читать далее...

19 января 2015 г.

Проповедь на Крещение Господне

"...Почему бы нам сегодня, кроме всех этих внешних атрибутов праздника, не наполнить этот день вдумчивым чтением Священного Писания, повествующего о выходе Спасителя на проповедь, и молитвенным размышлением над земной жизнью Христа? Почему бы нам сегодня не подумать о том, насколько удалось нам сохранить тот дар, тот залог благодати Божьей, который каждый из нас получил в Таинстве Крещения? Почему бы нам сегодня, перед судом собственной совести, не дать себе честного ответа на вопрос о том, прославляем ли мы Бога, считая себя верующими и называя себя Его детьми, или же из-за нас и нашего поведения, как писал апостол Павел, «имя Божье хулится у язычников» (Рим. 2:24)?..."

Читать далее...

18 января 2015 г.

Проповедь в Неделю перед Богоявлением

"...При всём своём очевидном личном аскетизме Иоанн Креститель был также чрезвычайно требовательным и к окружающим его людям. Он призывал их радикально изменить свою жизнь и, что самое важное, он действительно имел на это моральное право.

...Иоанн Креститель искренне верил в то, что он проповедовал, и, главное, вёл жизнь, соответствующую тому, что он требовал от других людей. И именно в этом заключается его подлинное духовное величие..."

 Читать далее...

11 января 2015 г.

Проповедь в день памяти святого апостола Иакова

"...Замечательное по своей форме и глубочайшее по своему содержанию Послание апостола Иакова вошло в состав Нового Завета, и сегодня является одной из наиболее понятных для простого читателя книг Библии.

 ...Послание апостола Иакова, как никакое иное апостольское произведение, заостряет внимание читателя не столько на высокой догматике, сколько на морально-этической стороне христианского учения. Говоря иными словами, для Иакова гораздо более важным является не столько то, во что нужно верить, сколько то, как нужно жить...".


Читать далее...

8 января 2015 г.

Проповедь на Мф. 2:13-23

"...Основной парадокс сегодняшнего евангельского чтения заключается в том, что Рождённый Богомладенец, это маленькое безобидное Дитя, с первых часов Своей земной жизни уже вызывает опасения и страх у могущественнейшего человека – у самого царя Ирода, который услышал, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. А если где-то родился подлинный Царь, то из этого автоматически следует, что Ирод – самозванец. Именно поэтому он отдаёт ужасающий указ, от которого буквально стынет кровь в жилах, – убить всех младенцев в этом городе, возраст которых от 2-х лет и младше..."

 Читать далее...

28 декабря 2014 г.

Проповедь в преддверии Нового года

"...Новый год – это прекрасный повод сделать небольшую паузу в хаосе нашей современной жизни и подумать о той грядущей реальности, когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6) и когда «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:28). Новый год – это событие, которое обязательно должно напомнить нам, что за этот год мы стали на один год ближе к вечности и к тому моменту, когда каждый из нас даст отчёт о том, как он распорядился величайшим из всех возможных даров Божьих – своей земной жизнью. И понимание этого важнейшего факта обязательно придаст празднику Нового года необычайную серьёзность, глубочайший смысл и наполнит его высшей идеей...".

Читать далее...

4 декабря 2014 г.

Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы

"...Храм – это место, которое особенно выделено из нашей обыденной и суетной жизни. ...Это место обретения душевного умиротворения и покоя, место, за порогом которого мы оставляем все наши суетные житейские попечения, место, где мы реально, собственным опытом переживаем общение с Богом. И этот опыт богообщения нельзя ни с чем сравнить, этот опыт с огромным трудом можно описать человеческим языком, и уж совершенно точно, что его нельзя ничем заменить...".

 

Читать далее... 

26 октября 2014 г.

Воскресная проповедь на Ин. 17:6 ("Я открыл имя Твое людям")

Чьим именем изгоняют бесов? Христос говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17). ...Во имя кого мы осуществляем любую нашу деятельность? 3-я глава Послания к Колоссянам даёт однозначный ответ на этот вопрос: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17). ...Перед чьим именем должны покланяться и видимый и невидимый миры? Послание апостола Павла к Филиппийцам раз и навсегда исчерпывающим образом проясняет этот вопрос: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9–10).

Читать далее...

19 октября 2014 г.

Воскресная проповедь в день памяти апостола Фомы

Если мы действительно считаем себя христианами, то мы призваны к тому, чтобы постоянно исследовать крепость своей веры. Если мы действительно дети Божьи, то мы обязаны постоянно испытывать самих себя на предмет того, не произошла ли в глубине нашей души измена Богу, не прервалась ли наша внутренняя молитвенная связь с Ним, не иссякла ли наша убеждённость в Его бытии, и не испарилось ли незаметно для нас самих наше доверие к Богу как к нашему Небесному Отцу.

 

Читать далее...

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.