"Основные векторы и принципы православной педагогики"

Уважаемая Надежда Николаевна, преподавательский состав школы, дорогие отцы и гости сегодняшнего мероприятия.

Для начала, необходимо разобраться с главным термином, на который я хотел бы обратить внимание. Это этимология слова «образование». Мы знаем, что согласно христианскому вероучению, человек создан по образу Божьему. Что это значит? Может быть, у Бога есть руки и ноги? Может у Него есть глаза, уши и ноздри? Конечно, нет. Но что же это за образ Божий в нас? А дело здесь вот в чём. Бог разумен, и Он вложил этот разум в человека, выделив его среди многих других животных видов; Бог обладает свободной волей, и человек может поступать так, как он сам захочет, руководствуясь только лишь собственным решением, и больше ничем; Бог – Творец видимого и невидимого миров, и у каждого человека есть хотя бы малая искорка и желание творить. И вот совокупность всех этих характеристик и составляют образ Божий в человеке.

Поэтому мы вполне вправе сказать, что образованный человек, это тот, кто сумел максимально, насколько это возможно, раскрыть в себе образ Божий. И наоборот, человек безОбразный, это тот, кто утратил всякое сходство со своим Творцом и помрачил образ Божий в самом себе, своим нерадением, леностью и нежеланием совершенствоваться и развиваться.

Итак, педагогика духовности. Можно ли научить человека духовности? Какие образовательные приёмы необходимо применить для того, чтобы ребёнок стал верующим? К сожалению, ответ на этот вопрос не может быть однозначным. И я объясню почему. Духовность, духовная жизнь, подразумевают свободное стремление человека к высокому нравственному идеалу. Можно ли с помощью каких-то методик, практик, педагогических приёмов научить человека любить? Врядли. Поэтому дать ребёнку какую-то сумму знаний о Боге в воскресной школе или привить ему какие-то знания об истории искусства, науки в школе общеобразовательной, - это ещё совсем не значит взрастить в ребёнке истинную любовь к Богу, или любовь к искусству, науке и т. д.

И здесь возникает вопрос: откуда же берётся в душе человека искренняя вера в Бога? И ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Иоанна, где Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Поэтому вера – это дар Божий. Это нечто, не находящееся в нашем распоряжении, то, над чем мы не имеем власти. Вера – это то, что рождается в нас не по нашей воле, но пробуждается Самим Богом.

Мы, конечно же, обязаны делать всё возможное, предпринимать все усилия для того, чтобы раскрыть перед ребёнком преимущества религиозного мировоззрения, но при этом, если мы являемся верующими людьми, мы должны молиться о том, чтобы Господь наделил наших воспитанников этим даром искренней и неподдельной веры.

Здесь мы подходим к очень важному тезису, который я встретил на страницах «Дневников» выдающегося богослова ХХ века, о. Александра Шмемана, который в одной из своих записей проводит следующую свою мысль: «Люди не убеждаются аргументами, они или загораются, или нет». Когда я в своё время прочитал эти слова, меня как будто током ударило. И действительно, думал я, можно тщательно, по пунктам, изложить, например, 7 классических аргументов, доказывающих бытие Божие, но ещё ни один из этих аргументов не сделал из атеиста верующего человека. Но если атеисту посчастливилось бы повстречать в своей жизни истинного христианина, на лице которого он увидел бы сияние вечности, настоящую Божественную печать, это перевернуло бы его жизнь.

Точно так же, на мой взгляд, обстоит дело и в сфере общеобразовательной. Можно пытаться всячески убедить ребёнка в том, что знания основных достижений человеческой культуры важны, для того, чтобы этого ребёнка впоследствии не считали невеждой, но эти аргументы будут абсолютно вхолостую, пока ребёнок не переживёт внутренний переворот через созерцание прекрасной картины, или пока не услышит музыку Моцарта, или Вивальди.

Итак, мы подошли к такой важной составляющей, как личный пример. Действительно, я думаю, что едва ли у кого-то вызовет внутреннюю дискуссию тезис о том, что нет лучшего педагогического приёма, чем личный пример. Если учитель трудов, оставляет детей на полчаса без присмотра, то весьма трудно будет объяснить ребёнку, что трудовые навыки и сама эта дисциплина очень важна. Если учительница, например, физики всем своим видом и поведением показывает, насколько ей наскучило то, чем она занимается в жизни, было бы глупо ожидать, что её ученики возлюбят её предмет пламенной любовью. И, в конце концов, гораздо более трагическая проблема: если мама, или папа, или оба родителя, искренне считают себя христианами, но не могут рассказать ребёнку ни слова о жизни и сути проповеди Иисуса из Назарета, если они в течение нескольких лет не могут себя заставить ходить в храм чаще, чем на Пасху и Рождество, и если при этом они хотят, чтобы их ребёнок вырос христианином, то, увы, это вряд ли произойдёт. Поскольку важен личный пример.

Если ребёнок видит искренне увлечённого человека (будь то преподаватель, который всё своё время посвящает своему предмету, или мама, которая поистине живёт своей верой), то ребёнок обязательно загорится, как искорка от этого пламени, и результат не заставит себя долго ждать. Но нужно действительно гореть своим делом.

Но всем нам важно помнить, что дети, да и вся молодёжь, очень чувствительна к любым проявлениям лицемерия, лжи и фальши. Если дети видят, что родители пытаются привить им основы христианской жизни, но при этом не могут разрешить даже мельчайшую жизненную проблему без крика, склок и взаимных обид, то их попытки вырастить христианина никогда не увенчаются успехом. 

В Церкви, да и вообще в обществе, существует мнение, согласно которому образованность, учёность считаются вещами маловажными, неактуальными и необязательными. Сегодня, как и в древние времена, существуют люди (в Церкви и в обществе), которые искренне считают, что учёность, образованность не являются необходимыми и важными качествами христианина; что к знаниям якобы стремиться не обязательно, а самое главное – быть не умным, а духовным. Но так ли это на самом деле? Каково мнение Церкви на это счёт? Нужно ли приобретать большую сумму знаний?

В Священном Писании слово «мудрость» встречается 126 раз; оно встречается чаще, чем каждая из таких добродетелей, как вера, надежда, и даже любовь. И действительно, по учению древних святых отцов главной добродетелью в жизни христианина является рассудительность, т. е. иными словами – духовная мудрость.

Много столетий назад в монашеской среде возникла ересь гносеомахов, что в переводе с греческого значит «противники знания», или «борцы с учёностью». И Церковь осудила это движение наравне со всеми прочими ересями.

В Евангелии от Иоанна сказано: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). И в этой связи совершенно справедливыми кажутся слова протопресвитера Александра Шмемана, который в своих «Дневниках» писал: «Жизнь вечная – в знании и созерцании Истины и ни в чём другом, ибо знание Истины и есть общение с Богом и единство с Ним».

Отказ от знаний, связанных с Божественным Откровением является ни больше, ни меньше, хулой на Святого Духа. Свт. Григорий Богослов в IV в. писал: «Не нужно унижать ученость, как рассуждают об этом некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».

Т. е. по мнению свт. Григория те, кто призывает других оставаться необразованными в вопросах веры, делают это лишь с той целью, чтобы в общей массе неграмотных и неразвитых людей скрыть своё собственное крайнее невежество. Прекрасные слова. Сам Григорий, как мы знаем, вместе со своим близким другом, с которым они вместе пережили много радостей и горя, свт. Василием Великим, учились в языческой Афинской Академии и изучали все те науки, которые были доступны в одном из ведущих учебных заведений Римской империи того времени.

Также можно привести слова блаж. Иеронима Стридонского, который писал: «Мужицкое невежество они одно и считают за святость, уверяя, что они ученики рыба­ков, как будто бы люди потому лишь могут быть праведны, что ничего не знают».

Несколько недель назад в своей проповеди я касался вопроса о том, что дети верующих родителей, достигнув определённого возраста, часто уходят из Церкви. И одной из причин этого ухода является то, что они, достигнув того юношеского возраста, когда человек начинает сравнивать себя со своими сверстниками, они видят, что по сравнению с другими детьми они попросту интеллектуально неразвиты. Они понимают, что в своё время их обманули тем, что с малых лет внушили мысль о том, что СМИ – это грех, изучать научные исследования – грех, достижения мировой культуры – тоже якобы грех, ибо они созданы представителями иных конфессий, от которых якобы нельзя ждать ничего хорошего и т. д. Но так поступать нельзя. Это крайне непедагогично и недальновидно. Подобное мнение не имеет ничего общего с церковным учением по данному вопросу.

Мы сегодня вспоминали свт. Григория Богослова и его друга свт. Василия Великого. Так вот свт. Василий в своё время написал один из лучших своих трактатов под названием: «Беседа к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений». Вот, что думали об учёности древние святые отцы Церкви. Необходимость знаний во всех сферах жизни была для них очевидна, и они были открыты к получению любых знаний.

90% наших сограждан крещёные люди, и если вы спросите их, считают ли они себя христианами, они скажут, что, конечно же, да. Но если мы посмотрим на взаимоотношения людей между собой, на сплетни, интриги, обсуждение друг друга за глаза, осуждение ближнего за мельчайшую погрешность, то все эти вещи не имеют ничего общего с подлинным христианством. Для половины наших соотечественников христианство – это придти и освятить корзину на Пасху, яблоки на Спаса, набрать водички на Крещение и всё. В лучшем случае, иногда по дороге на работу или с работы зайти в храм и поставить свечку. И плохого в этом, конечно же, ничего нет. Но всё это, может быть, лишь одна тысячная из того, что христианство может дать человеку.

Но почему так происходит? Ответ на этот вопрос дал известный русский писатель, Н. Лесков, который писал: «Русь крещена, но не просвещена». И это суровая правда жизни, которая касается нашей сегодняшней темы, педагогики духовности. Очень многих наших сограждан покрестить покрестили, а вот научить тому, в чём же заключается подлинное христианство – забыли. Поэтому ещё раз мы приходим к необходимости православного просвещения и педагогики на всех уровнях и для всех возрастов, что очень важно.

Когда мы говорим о педагогике в общем смысле, то мы преимущественно подразумеваем детей. Но, по моему глубокому убеждению, педагогика духовности в наши дни должна касаться в первую очередь взрослых, родителей. И я поясню почему. Если взрослый человек, в результате правильной православной педагогики поймёт, на каких принципах нужно строить отношения в своей семье, то и ребёнок, видящий, что родители строят свою совместную жизнь на принципах взаимного уважения, сострадания, терпения, смирения друг перед другом, будет сознательно или подсознательно копировать эту модель христианских семейных взаимоотношений.

И наоборот. Очень многие родители желали бы устроить своих детей в хорошую школу, дать им христианское воспитание и образование, но при этом никак не хотят понять, что христианством нельзя «заниматься», христианством надо жить. Обычный аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы хотим, чтобы у наших детей все было хорошо. И дети, действительно, на первых порах очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве. Но если дома в своей семейной реальности дети видят, что их родители не придают никакого значения подлинной духовности, а то и открыто живут как безбожники, то рано или поздно такие дети начинают вести двойную жизнь и лицемерить, а это с подлинным христианством не имеет ничего общего.

Мы сегодня живём в таких условиях, когда каждого из нас окружает море информации. Дети буквально вырастают в социальных сетях (Контакт, Facebook), а дворы наших домов даже во время школьных каникул пусты, т. к. дети всё время проводят у компьютеров. Обратите внимание на этот печальный факт. И мы, безусловно, должны делать всё, что есть в наших силах, для того, чтобы, с одной стороны, привить детям любовь к книге, а с другой стороны, мы не можем игнорировать научно-технический прогресс, который нас окружает, и как педагоги мы должны сегодня, на мой взгляд, несколько пересмотреть свой подход к образовательному процессу (в том числе и в вопросе о педагогике духовности). Сегодня приоритетной задачей преподавателя является не только дать сумму знаний тому или иному ребёнку, но также научить его ориентироваться в том море информации, которое его окружает.

Важнейшим элементом православной педагогики является посещение храма. Но с этим пунктом связаны и наиболее потенциально опасные трудности, которые могут отторгнуть ребёнка от Церкви очень надолго. Может быть, я скажу банальную вещь, но посещение храма для ребёнка не должно превращаться в религиозную повинность, а сам храм – в тюремную камеру. Ребёнок должен присутствовать на богослужении ровно столько, сколько ему это в радость, и абсолютно не страшно, если молодая семья покинет храм раньше, чем закончится служба, или же наоборот, придёт чуть позже, как раз перед Причастием, например. Наш известный православный проповедник и миссионер, митр. Антоний Сурожский, в одной из своих бесед рассказал о том, какое отношение к храмовому богослужению было привито детям в семье его коллеги и друга, Вл. Н. Лосского. Оказывается в его семье детям было изначально привито такое понимание воскресного богослужения, при котором оно понималось не как обязательная религиозная повинность, не как муштра, а как привилегия, которую нужно заслужить. Очень часто родители говорили одному из своих детей: «Ты на этой неделе плохо себя вёл, ты недостоин того, чтобы сегодня идти в храм и тебе придётся остаться дома». И при этом ребёнок понимал, что из-за своего недостойного поведения он сам себя чем-то обделил своим недостойным поведением, что он лишился чего-то очень важного, чего сподобились его братики и сестрички. И в следующий раз ребёнок всячески старался исправить ситуацию и сделать себя достойным того, чтобы пойти вместе со всей своей семьёй на воскресное богослужение.

 

Прошли те времена, когда христианство было господствующим мировоззрением, когда человек, родившись, попадал в христианскую среду, воспитывался ею и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. Благодаря этому можно было быть христианином как бы "по инерции". Это время ушло безвозвратно. Сейчас нет христианской среды, а мир, который окружает нас, - не христианский, а пророй даже антихристианский. В этих условиях христианам жить бездумно, «по инерции» просто нельзя. Для того чтобы сегодня нам быть христианами, просто - выжить, как христианам, нам приходится в той или иной степени противостоять, противоборствовать окружающему нас миру.

Современное общество ставит множество вопросов перед верующими людьми и перед Церковью в целом. И мы, христиане, не должны уходить от ответов на эти вопросы: коль скоро они есть, мы должны их решать, причем именно в духе нашей веры. Есть "позиция страуса": спрятаться, уйти от вопросов, объявить, что все прекрасно, а вопросы - происки врагов. Но это неправильная позиция. Это позиция, уводящая от реальности. Вопросы никуда не деваются, они требуют именно решения, они требуют взвешенного, аргументированного и убедительного ответа.

Лично я искренне не понимаю, как можно верить в то, что Бог существует, в то, что Он открыл нам определённую сумму знаний о Самом Себе, и в то же время не проявлять никакого интереса к Божественному Откровению. Понятно, что все мы поглощены нашими повседневными интересами, заботами и нуждами. У всех у нас есть семьи, которые нужно накормить, одеть, обуть. Но что мешает человеку, из тех двух-трёх часов вечернего времени, которое он проводит перед телевизором, хотя бы полчаса потратить на чтение Писания вместе со своим ребёнком, или на постепенное, неспешное но ежедневное прочтение какого-то святоотеческого творения? Я думаю, что при честном взгляде на ситуацию мы увидим, что объективных преград для этого не существует. Единственная причина – это наша инертность, нежелание и банальная человеческая лень.

Итак, мы должны помнить, что с точки зрения Церкви интеллектуальное развитие абсолютно необходимо. Отказ от знаний о Боге граничит со смертным грехом хулы на Святого Духа. Изучение Писания и Предания Церкви должно быть неотъемлемой частью жизни каждого христианина, его дыханием.

Но как же можно приобрести эту мудрость, согласно христианскому учению, как взрослому, так и ребёнку? Ответ на этот вопрос мы находим в Писании: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Нав. 1:8). Кто является главным педагогом для всех христиан, как взрослых, так и детей? Смотрим, опять же, в Писание: «Знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5).

Правильная педагогика духовности – это сердце церковной жизни. Если нет педагогики в Церкви, то функция Церкви скатывается от богообщения к освящению пресловутых пасхальных корзинок. Жизнь в Церкви – это не просто бездумное и бессмысленное хождение по кругу каждый год (Пасха, Троица, Преображение, Рождество, Пасха, Троица, Преображение… и так по кругу), а это есть постоянное и поэтапное духовное и интеллектуальное возрастание и самосовершенствование. Иначе это не жизнь во Христе, а просто какое-то бессмысленное и безжизненное прозябание.

И ещё в данной связи мне хотелось бы привести часто цитируемые мной, но от того не менее прекрасные слова прот. Георгия Флоровского, из его важнейшей работы, которая является трудом всей его жизни, «Пути русского богословия». Эти слова в первую очередь относятся ко всем тем из нас, кто искренне считает себя христианином, но ни сам не находит времени для религиозного самообразования, и не проявляет усердия в религиозном образовании своих детей. Итак, о. Георгий Флоровский пишет: «Наступает время, и уже наступило, когда богословское молчание или замешательство… становятся равнозначными измене и бегству от врага. Молчанием можно соблазнить [собеседника] не меньше, чем торопливым и нечётким ответом. …Настало время, когда уклончивость от богословского знания и ведения становится смертным грехом, признаком самодовольства и нелюбви, печатью малодушия и лукавства».

И выводом данного доклада может служить следующий тезис. В православном богословии существует два понятия, смысл которых я вам попытаюсь объяснить. Есть такое понятие как «ортодоксия», что с греческого переводится как «православие, или правоверие», что, по сути, одно и то же. Это то, во что мы верим, суть и содержание нашей веры: учение о Боге-Троице, о Личности Иисуса Христа, о конечных судьбах мира и т. д. Это стержень, сердцевина христианства. А есть такое понятие как «ортопраксия», что переводится с греческого как «правильная жизнь, правильная практика жизни», т. е. это совокупность всех морально-этических норм поведения христианина. И главным залогом успеха в деле православной педагогики является, на мой взгляд, личный пример, а также органичное сочетание в жизни педагога знания основ христианской веры (ортодоксия), и добросовестной жизни в согласии с этой верой (ортопраксия).

В таком случае ребёнок действительно может воспринять христианство не просто как сумму схоластических знаний о Боге, но как возможность принять Бога в свою жизнь, сделать Бога Господином своей жизни. Ведь христианство не просто говорит нам что-то о Боге, оно даёт нам реальную возможность ходить пред Его лицом и ощущать радость от Его присутствия в нашей жизни. Как писал выдающийся христианский мыслитель первых веков Ориген: «Христианство не доказывают, а показывают». И поэтому, только глядя на грамотного, высокообразованного, интеллектуально состоявшегося и в тоже время нравственно безупречного педагога-христианина (или на таких же родителей), ребёнок сможет понять, что христианство это не безрадостная религия внешних обрядов, запретов и прещений, убивающих в человеке всякую творческую инициативу (как ошибочно думают многие), а что это религия духовной свободы и радости о Воскресшем Христе, Который отнюдь не обедняет жизнь человека Своим присутствием, но только обогащает её, обновляет и преображает.

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии

священник Андрей Шиманович

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.