Является ли грехом стремление женщины выглядеть красиво?

Для начала отметим следующую весьма неутешительную общую тенденцию: очень часто в православной среде можно услышать мнение, согласно которому верующий человек якобы должен абсолютно абстрагироваться от всего, что его окружает, сосредоточиться на своей церковной жизни, замкнуться в ней, и решительно порвать все те нити, которые до этого связывали его с внешним миром.

Люди, исповедующие подобный безрадостный и весьма неутешительный modus vivendi, очень любят цитировать и, в прямом смысле, злоупотребляют чересчур буквальным пониманием следующих слов из Нового Завета: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).

Эти слова кажутся однозначными, убедительными и не требующими дополнительных толкований. Но давайте кроме этого вспомним ещё и слова, которыми Христос молился в Гефсиманском саду о Своих учениках, обращаясь к Своему Небесному Отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Поэтому то, что христианин или христианка соприкасается с этим миром – это нормально, ничего страшного в этом нет, но главный вопрос заключается в том, чтобы мы четко распознавали ту черту, которая отделяет то, что для нас допустимо от того, что является для нас категорически неприемлемым.

Но давайте перейдём от обобщённых рассуждений к конкретным текстам Священного Писания и посмотрим на то, как выглядели жёны великих библейских мужей Божьих: Авраама, Исаака и Иакова.

Когда Авраам пришёл со своей женой Саррой в Египет, то жители этой страны, как сказано в Писании, «увидели, что она женщина весьма красивая» (Быт. 12:14). Следует отметить, что на тот исторический момент египетская цивилизация была то, что называется в зените своей славы, на пике своего развития, и египтяне были людьми более чем искушенными в вопросах моды, красоты, благолепия и т. д. Т. е., адаптируя ситуацию к нашим временам и говоря современным языком, в данной ситуации внешние, можно даже сказать, нецерковные люди похвалили Сарру, жену праведного Авраама, не за то, что она была бледной и страшной, как смерть, но за то, что она была красива, и красива, как подчёркнуто в Библии, «весьма».

Идём далее. В 24-й главе Книги Бытия рассказывается о том, как уже умирающий Авраам отправляет своего раба, чтобы тот нашёл невесту для сына Авраама – Исаака. В дар для потенциальной невесты посланный раб взял с собой шикарные золотые украшения. Во-первых, когда Ревекка, будущая жена Исаака предстала взору этого раба, она уже выглядела очень привлекательно, как сказано в Писании: «Девица была прекрасна видом» (Быт. 24:16). Во-вторых, отметим для себя, что в 22-м стихе данной главы Книги Бытия говорится о том, что в знак избрания этой красивой девушки в жёны Исааку посланник Авраама подарил ей «золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота» (Быт 24:22). А уже в стихах 29-30 той же главы рассказывается о том, что к колодцу подбежал брат Ревекки – Лаван, который «увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей» (Быт. 24:30). Т. е. мы видим, что Ревекка последовала своему естественному импульсу и поступила так, как поступила бы любая женщина: все те украшения, которые подарил ей посланник Авраама, она без промедления, сразу же одела на себя. И мы не видим, чтобы подобные её действия каким-то образом осуждались Всевышним, ибо это нормально: во все времена и во все эпохи женщина остается женщиной, и вполне естественным является её главное стремление – выглядеть красиво.

Третий эпизод. Когда пришла пора жениться сыну Исаака, Иакову, то он отправился в дом Лавана, у которого было две дочери – Лия и Рахиль, о которых в Слове Божьем сказано следующее: «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17). Это было главным критерием при выборе Иакова. Красота лица и тела – это то, что в первую очередь привлекло Иакова, будущего мужа Рахиль, а её «богатый внутренний мир» Иаков раскрыл уже в процессе их совместной жизни.

В ветхозаветной Книге Есфирь рассказывается о девушке-иудейке, имя которой и носит упомянутая библейская книга, и которая, как сказано, была «красива станом и пригожа лицом» (Есф. 2:7). Не вдаваясь во все нюансы Книги Есфирь, отметим для себя интересную подробность, которая заключается в том, что перед тем, как войти в покои царя Артаксеркса, к этой представительнице богоизбранного народа по имени Есфирь были приставлены семь девиц, которые в течение года (!) совершали над Есфирью различные, по сути, косметические процедуры. В Писании сказано, что её тело натирали «шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, - тогда девица входила к царю» (Есф. 2:12-13), - ибо именно таков был местный обычай того времени.

То есть мы видим, что многие ветхозаветные герои и праведники были воистину Божьими людьми. Но при этом эти Божьи люди, как бы странно это для нас сегодня не звучало, в некоторых внешних аспектах жили по принципам окружающего их мира, и не видели в этом никакого греха ни они сами, ни Господь Бог. Некоторые из мирских принципов поведения и взаимоотношения с ближними действительно категорически неприемлемы для христианина. В миру действительно много зла, но далеко не всё, что существует в мире это обязательно один из трёх, предложенных апостолом Иоанном пунктов – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». В мире есть масса вполне допустимых и даже необходимых для нас вещей, которые никаким образом не препятствуют спасению нашей души.

Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что если мы где-то слышим идею о том, что пришедший к Богу и воцерковившийся человек при этом обязательно должен плохо выглядеть и перестать следить за своим внешним видом, то мы должны, образно выражаясь, решительно повернуться спиной к такой идее, ибо она абсолютно не находит подтверждения в Священном Писании.

Каждый представитель Церкви как народа Божьего послан Богом в этот мир для донесения до него вести о Христе Спасителе. Мы не должны создавать какую-то отдельную православную субкультуру, но мы обязаны идти в мир для проповеди в нём Евангелия, для его преображения и спасения. И для того, чтобы представители мира приняли нас и сочли допустимым для себя иметь дело с нами, то для этого мы должны выглядеть приемлемым для них образом. И если мы всё-таки являемся теми людьми, для которых определяющим мировоззренческим фактором является их Вера, то нам не стоит бояться мира и его негативного влияния, ибо, как пишет тот же апостол Иоанн, «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

 

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии УПЦ,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.