Почему Бог не совершил Воплощение сразу же после грехопадения Адама и Евы?

Свт. Григорий Нисский (+394).
Свт. Григорий Нисский (+394).

Как известно, первые люди, Адам и Ева, нарушили Божью заповедь, проявили непослушание и в результате подверглись изгнанию из рая. И когда мы сегодня пытаемся осмыслить это древнее, фундаментальное, но при этом бесконечно скорбное для всех нас событие, то возникает вполне закономерный вопрос: почему Всемогущий и Всеблагой Бог не послал Спасителя в мир сразу же после этой трагедии? Почему так долго люди мучились от последствий этого грехопадения, и томились длительным ожиданием Спасителя в течение многих столетий?

И ответ на этот вопрос нам даёт свт. Григорий, епископ Малоазийского города Ниссы (+394). Надо сказать, что этот человек жил в IV веке, был родным братом другого равного по величине и степени значимости столпа Церкви – свт. Василия Великого, и сделал огромный вклад в развитие православного богословия, органично осмыслив фундаментальные основы христианской веры в контексте философского наследия своей эпохи.

Так вот не кто иной, а именно свт. Григорий Нисский, размышляя над вопросом о том, почем же Всемогущий и Всеблагой Бог не совершил Своего Воплощения сразу же после грехопадения прародителей, пишет о том, что Бог так долго не посылал Своего Единородного Сына в мир для того, чтобы люди за это время имели возможность осознать всю до бесконечности драматичную глубину своего падения; чтобы они, буквально, до тошноты пресытились грехом и поняли, какой трагедией обернулось для них отпадение от Бога – Источника всяческого блага.

В своём произведении под названием «Большое огласительное слово» свт. Григорий Нисский дословно пишет следующие слова: «Бог медлил с приходом на землю до тех пор, пока порок не достиг в человечестве самой высшей меры; поэтому пришествие Христа врачует не начинающуюся, но пришедшую в полную силу болезнь». Т. е., говоря иными словами, Спаситель воплотился тогда, когда, как пишет апостол Павел, «пришла полнота времени» (Гал. 4:4), и сделал Он это для того, чтобы исцелить не начинающиеся и какие-то безобидные поверхностные симптомы этой греховной немощи, но саму смертельно опасную болезнь, которая достигла к тому времени полной силы и всецело проявила всю свою деструктивную суть.

Другое, не менее убедительное объяснение даёт нам свт. Димитрий Ростовский (+1709), который пишет: «До половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать храмом Духа Святого».

Т. е. без Девы Марии, без Её высоконравственной жизни, чистоты и непорочности, без Её добровольного согласия на то, чтобы вместить в Себя Сына Божьего, Боговоплощение было также попросту невозможным.

 

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии УПЦ,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.